Личная библиотека и записная книжка

ТРИ МУДРЕЦА

Posted in Об искусстве by benescript on 20.01.2009

Волхвы пришли в Вифлеем с востока, из далеких стран, преодолевая пустыни, горы и моря, покачиваясь на высоких спинах верблюдов в такт их мерному шагу. Уже две тысячи лет назад они твердо знали – на Рождество надо дарить подарки. Кладя нарядные коробки под елку, мы до сих пор следуем примеру восточных волшебников.

Изображения волхвов в живописи – всегда красочное и тожественное зрелище. Ведь для верующих зрителей поклонение младенцу было важным эпизодом одного из главных христианских праздников. Художников же интересовала экзотичность этих персонажей и связанные с ними загадки.

Кем они были, никто не знает. Евангельский рассказ весьма краток. В нескольких скупых фразах апостол Матфей повествует о том, как волхвы последовали за звездой, двигавшейся по небосводу, и она их привела к яслям, где лежал новорожденный Иисус. Поклонившись ему и подарив дары – золото, ладан и смирну, путешественники вернулись на свою загадочную родину. Были ли они жрецами Зороастра, волшебниками или астрологами – предположить можно что угодно. В греческом подлиннике стоит слово «маги». Но в изобразительное искусство Западной Европы они вошли в первую очередь в качестве трех царей, с коронами и роскошной свитой, хотя в Новом Завете не упоминается ни их количество, ни царственный сан.


Зато весьма детальными и расцвеченными были средневековые легенды и апокрифы. Согласно им, волхвы приезжают в Иерусалим, сопровождаемые тысячами воинов, в сопровождении прирученных гепардов, павлинов, ястребов и гончих псов. Так как Иисус подарили три подарка, народная фантазия резонно решает, что паломников было трое. Легенда придумывает им имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В десятом веке на их головах появляются короны, и они превращаются из непонятных жрецов в настоящих королей – представителей различных стран земли, пришедших поклониться новорожденному Царю Мира. Особенно роскошны картины, написанные в эпоху Осени Средневековья – интернациональной готики. Джентиле да Фабриано, Лоренцо Монако, Стефан Лохнер и многие другие создают алтарные образы, тщательно выписывая парчу, атлас, меха и королевские регалии трех паломников. Царей-волхвов сопровождает пышная свита: воины в тюрбанах и восточном платье, вооруженные шамширами и ятаганами. В небесах развиваются флаги.

Помимо многочисленных «Поклонений волхвов» иноземные владыки появляются еще в нескольких сюжетах. В витражах готических соборов, на посуде или страницах манускриптов можно найти сцену «Волхвы пред Иродом». Ведь, по сообщениям евангелистов, прежде чем добраться до Вифлеема, путешественники прибыли в Иерусалим. Представ перед царем Иродом, они стали спрашивать его: «Где родившийся Царь Иудейский?», видимо, думая, что новорожденный может быть его родственником. Третий же сюжет – это изображения их путешествия по чужим землям на пути к божественным яслям. В картине сиенского мастера Сассетты их караван спускается с гор, а у флорентийца Песелино их корабль пересекает бурное море – и везде над ними светит путеводная вифлеемская звезда. Де Фабриано пишет мудрецов, взобравшихся на гору и внимательно вглядывающихся за горизонт – не исчезло ли волшебное небесное тело? Огромная процессия путешествия трех волхвов разворачивается на стенах капеллы палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции, созданной Беноццо Гоццолли. Моделями для легендарных трех правителей мира послужили трое владык XIV в.: Лоренцо Медичи, константинопольский патриарх Антоний IV и византийский император Иоанн VII Палеолог.

С наступлением эпохи Ренессанса живописцы перестают воспринимать историю волхвов всего лишь как занимательную красивую сказку. Они пытаются наполнить ее философским смыслом. Три царя становятся персонификацией трех возрастов человека – молодости, зрелости и старости. Поэтому отныне один из них изображается юношей, второй – мужчиной средних лет, а третьего украшает солидная окладистая борода долгожителя. Кроме того, теперь волхвы олицетворяют и три стороны света – Африку, Европу и Азию. И поэтому юный Бальтазар приобретает черную кожу уроженца Эфиопии, а зрелый Каспар – желтизну лица выходца из Аравии. Старец же Мельхиор отвечает за Европу.

При взгляде на более ранние изображения этих представителей трех рас у современного зрителя порой возникает улыбка: настолько забавными, а подчас и карикатурными выглядят на них короли-негры. Подходящих натурщиков в Европе тех веков было трудно найти. Приходилось проявлять фантазию. Таковыми оказались Бальтазары на полотнах Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера или Ганса Бальдунга. Более реалистичны короли Африки у мастеров следующих поколений, начиная с Босха.

Не меньшую трудность для мастеров, живших в эпоху до Великих Географических открытий, составили верблюды. Эти животные – не просто экзотический атрибут новозаветного рассказа. Они проникли в Евангелия из ветхозаветного пророчества Исайи, предсказавшего прибытие поклоняющихся язычников именно на дромадерах. Но найти правдоподобные изображения кораблей пустыни в европейских «Поклонениях волхвов» до прихода барокко очень трудно. Художники либо рисовали что-то очень странное, либо предпочитали избегать этой темы, заменяя их хорошо знакомыми конями. Единственное исключение – Джотто, в своих фресках XIII века весьма аккуратно подошедший к воссозданию горбатых зверей. Впрочем, этот флорентийский мастер был тщателен во всех деталях. Например, нарисованная им в Капелле Скровеньи над головами волхвов вифлеемская звезда – на самом деле тщательно выписанная комета Галлея, мелькнувшая в небесах Италии за два года до начала его работы над евангельским циклом. А ведь одна из версий происхождения Путеводной звезды – именно комета.

Эпоха Ренессанса и последующие столетия подарили нам огромное число настоящих шедевров на сюжет «Поклонения волхвов». Это полотна Боттичелли и Тьеполо, Рубенса и Рембрандта, Эль Греко и Мурильо, а также многих других. Каждый из художников подходил к воплощению сюжета по-своему. К примеру, в картине Джорджоне «Три философа» мы видим юношу, старика и зрелого мужчину в восточном тюрбане. Они стоят перед входом в темную пещеру. Еще ничего не произошло. Но на горизонте уже поднимается солнце – наступает новое тысячелетие.

Опубликовано в журнале «Антикватория», 2009 год

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: