Личная библиотека и записная книжка

Белое солнце картины

Posted in Об искусстве by benescript on 20.01.2009

О русском художнике, который мог бы получить Нобелевскую премию Мира

Как известно, произведения русских художников, вывозимые за границу, редко пользуются там успехом. Исключения составляют иконопись и авангард. Остальное искусство, не принадлежащее этим противоположным направлениям, иностранцы почему-то не ценят. Они не понимают, почему мы восхищаемся торжественностью Иванова, за что мы любим обыденность Тропинина и отчего любуемся прохладностью Крамского.

Но на выставки этого русского в 1890-х годах ломились толпы европейцев и американцев. Однажды в Вене зрители стремились внутрь с таким напором, что толпа разбила стекла и выломала двери, народ хлынул в помещение с энергией, испугавшей администрацию, как бы не провалился пол зала — так им хотелось увидеть картины Верещагина, самого великого из русских баталистов и первого из отечественных мастеров, который стал пользоваться шумным успехом на Западе.

Когда в 1901 г. была учреждена Нобелевская премия, то первым лауреатом Премии Мира мог оказаться наш Верещагин — его выдвигали на соискание. Но в том году победил Анри Дюнан, основатель Красного Креста. Да, для спасения людей Верещагин сделал меньше, чем француз. Он работал не над телами, а над душами, и то, чем художник занимался, было на первый взгляд эффектно, а не эффективно. Но все же, моментально врезаясь в память, его произведения заставляли задумываться над ужасами войны, сострадать, порою и просто бояться.

Чтобы правильно оценить эффект воздействия произведений Верещагина на современников, надо понять, что зритель его эпохи не был избалован ни телевидением, ни прессой. Газеты иллюстрировались гравёрами, и даже черно-белая фотография оставалась скорее сложным хобби. Огромные и серийные, будто раскадрированные, верещагинские полотна превращались, как сейчас понятно, в подобие киноэкрана, на котором остановили кинофильм, поражая иногда словно удар молнии.

Художник умел преподнести свои картины. У него был особый подход: сначала стены зала обтягивались бордового цвета бархатом; окна наглухо закрывались ставнями, уничтожая малейшую щелочку, откуда бы мог проникнуть мягкий дневной свет. Каждое полотно освещалось сильными электрическими лампами, которые выхватывали из полумрака картину — будто прожектором. Работы Верещагина, всегда сами по себе полные солнца и неба, от этого казались еще ярче и еще реальнее.

Экспозицию дополняли экзотические предметы из коллекций художника, подобранные в тему: мечи, кинжалы, ковры, украшения, религиозные предметы. Кадки с тропическими растениями по углам шелестели чужеземной листвой и пахли джунглями. Приглашались музыканты, иногда в национальных костюмах, которые звуками музыки еще больше отделяли это место от мира снаружи. Таким образом, задействовались все органы чувств и обострялось восприятие. Поход в музей превращался в посещение театра, шоу.

Впечатление было, как писал позже критик Александр Бенуа — «чудовищным и ошарашивающим». Для Верещагина, как мы видим, его искусство не прекращалось после того, как полотно снимали с мольберта: будучи великим артистом, он становился режиссером бытового пространства, продолжая творить.

Верещагин объездил все северное полушарие — от Манилы и Киото до Лондона и Нью-Йорка. Его творческое наследие принято делить на циклы, связанные с местами его путешествий — Туркестанская серия, Кавказ, образы Индии, Русский Север, Япония. Мы видим на них представителей многочисленных народностей, населявших бескрайную Российскую Империю («Дервиши в праздничных нарядах», «Богатый киргизский охотник с соколом»), различные эпизоды войны в Средней Азии («Смертельно раненый», «Представляют трофеи») и на Балканах («Скобелев под Шипкой», «Победители», «Башибузук»), виды Индии («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гималаи вечером»), исторические события войны 1812 г. («Наполеон на бородинских высотах», «На этапе. Дурные вести из Франции»), или жизнь американского военного госпиталя («Письмо на родину»).

Картины производят сильное впечатление и потому, что они жестоки, даже беспощадны. Темой творчества Верещагина всегда были жизнь колоний и война, а ведь это то было время, когда два этих слова иногда означали одно и то же. Даже мирный предмет из заморских стран вызывал немирные воспоминания о завоеваниях и потерях, и оттого становился символом несчастья.

Как художник Верещагин сочетал объективность репортера-документалиста и тщательность этнографа, его руке присуща гармоничная соразмерность композиции и мощь колорита. Добиваясь своей цели, он нигде не пережимал и не перебарщивал с драматическими акцентами, драма всегда рождалась сама, оттого, что история рассказывалась подробно и правдиво.

Выставки проходили с аншлагом и в России и в Париже, в Берлине, Дрездене, Вене, Праге, в Копенгагене, а также в Нью-Йорке и прочих американских городах. Однажды, вернувшись с Кубы, где он встречался с будующим президентом Т. Рузвельтом (офицером на испано-американской войне), Верещагин отдал свои работы одному американскому менеджеру, который обещал провести их по всем Штатам. Американец присвоил их и исчез.

Это дикое проишествие, неприятное для самого Верещагина, тем не менее наглядно говорит нам о том, как он был популярен и покупаем. Может быть, где-то там, в Америке, до сих пор висят нами никогда не виденные картины Верещагина, полные римской простоты и необыкновенной поэтической аккуратности, где жаркое солнце Индии, Палестины или Карибского моря освещает загадочных аборигенов или раненых воинов. Найдутся, может быть, картины Верещагина и в Западной Европе — у наследников европейских покупателей, уже позабывших его имя.

Опубликовано в журнале «Антикватория»
http://www.antiquatoria.ru/n20-sun.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: