Личная библиотека и записная книжка

Царь Николай в иконах (Царственные страстотерпцы)

Posted in Об искусстве by benescript on 31.05.2009

На самом деле, современное русское искусство — это не Кулик, не «Синие носы», не арт-группа «Война» и даже не Илья Кабаков. А то, что творят не для красоты или идеалов, а для натурального, прямого потребления — не обращая внимания на нас, интеллигентов.

* Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают. Обратите внимание, как иконописец соединил жемчужный нимб царя и стоячий воротник мундира. Жемчугом также отделан пояс. Иконописцы Людмила и Владислав Низовы.
* * Вторая икона — образ Царственных страстотерпцев. Икона в Омском кафедральном соборе Русской Истинно-Православной Церкви в честь святых Царственных мучеников. В небесах почему-то одна из самых почитаемых поляками икон, образ Матки Боски Остробрамской. Ответ, почему в небесах польская икона, а не русская, таков: образ семьи написан не РПЦ, а представителями маргинальных течений, которые и добавили, вероятно, чтимую им Богоматерь., насколько можно судить по такому маленькому изображению, икона Богоматери, называемая «Радость всех радостей» или «Серафимово умиление» – это была келейная икона серафима Саровского и списки с нее стали делать только после 1903 года, то есть, после канонизации самого Серафима. Образ Богоматери «Радость всех радостей» восходит в образцам римо-католической иконографии, хотя там подобное изображение не получило широкого развития. В небесах по бокам на облаках Серафим Саровский и второй неопознаваемый святой, вероятно, тоже прославленный при Николае, или же его патрональный святой Николай Чудотворец.
* Третья икона — Святые царственные мученики. Они все одеты в белое — белый цвет это символ того, что они в царствии небесном, обозначение нетварного света. В небесах над ними Державная икона Божьей Матери. Державная богоматерь — одна из официально «чудотворных» икон Богородицы собственно российского происхождения; была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви Коломенского. На иконе — изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Девы — царские регалии, скипетр и держава. По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель конституционной монархии России послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

______________________________________________
Далее:
* Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. Клеймо иконы «Собор новомучеников», о которой будет ниже. Обратите внимание на красноармейцев в буденовках — олицетворение бесов.
* Вторая икона — Страстотерпец мученик Николай. Император изображен как русский царь — на голове у него подобие Шапки Мономаха. Одет он по моде 17 века, как на парсунах рисовали его предков, первых Романовых — Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, как будто и не было этих трехсот лет. Других знаков царской власти нет, если не считать рисунка на красной ткани — это сплошные двуглавые орлы. В руках Николай держит крест — этот атрибут обычно вкладывают в руки всем мученикам.
* Третья Царственные страстотерпцы — обратите внимание, императрица и две старшие дочери (Ольга и Татьяна) работали сестрами милосердия, а две младшие — Мария и Анастасия, как слишком юные для такой работы оставались дома. Поэтому они изображены не в форме медсестры, а в цветных одеждах.

СПРАВКА:

Император и его семья канонизированы в лике страстотерпцев. (Преимущественно это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за веру, возможно даже от своих единоверцев — в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам).

В 1928 году они были причислены к лику святых Катакомбной церкви.
В 1981 году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
20 августа 2000 года они были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля — день расстрела.

Такие разные даты канонизации, а также споры насчет того, стоит ли канонизировать их вообще, привели к некоторой странной ситуации вокруг царской семьи в качестве святых. Наиболее интересные и экзотические варианты предлагают монархисты и представители маргинальных православных течений.
_____________________________________________________
Далее:
Николай II выступает не в качестве царя, а как император. На голове у него Большая Императорская корона (изготовлена по приказу Екатерины II, в настоящий момент в Алмазном фонде), в руках скипетр с алмазом «Орлов», в руках держава (все хранится там же). Украшен бриллиантовыми знаками ордена Андрея Первозванного. На плечах горностаевая мантия.

* На первой иконе на полях написаны изображения различных святых. Она называется Надымская казачья икона Царя-страстотерпца Николая II. Обратите внимание, на иконе висят приношения (вотивные предметы): различные цепочки, крестики, повешенные прихожанами
* На второй подобного нет.
* Третья иллюстрация — наиболее интересная. Она взята с сайта Союза Православных хоругвеносцев, и представляет собой (вроде бы) обложку музыкального диска. Николай изображен на ней так, как принято изображать архангела Михаила — предводителя небесного воинства, высшего из чинов ангельских. У него крылья (что мученикам вообще-то не положено), а ниже пояса у него не мундир, как на двух остальных картинках, а, судя по всему, пластинчатый доспех, который проник в иконопись из облачения древнеримских воинов (архангелов рисовали в полном обмундировании, ориентируясь на форму самых мощных тогда воинские соединения). Пример архангела Михаила в подобном доспехе можно увидеть тут.

_________________________________________________
* Икона святых Царственных Страстотерпцев,
изготовлена сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря по заказу Московского Кафедрального Богоявленского патриаршего собора.
* Вторая икона аналогично. Автор Филипп Москвитин. Храм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.
Она мироточит

Очевидны две тенденции иконописцев: первая — переодевать царскую семью в древнерусские одеяния 16-17 веков, и тогда иконы опознаются по усам Николая да количеству персон на доске. Больше ничем они не отличаются от прочих изображений каких угодно святых.

Вторая тенденция мне лично нравится больше — оставить их в одежде начала ХХ века, причем подчас в военной форме и передниках медсестер. Но иконописцев, видимо, смущает получающаяся стилевая несообразность — нимбы плохо сочетаются с кителями, и увы, чаще попадается первый вариант.

Свв.Патриарх Тихон-исповедник и Царь Николай-страстотерпец

Патриарх Тихон (в миру — Василий Иванович Беллавин), был избран патриархом после революции 1917 года. Скончался в 1925 г. в возрасте 60 лет — по официальным данным от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. Канонизирован в 1989, стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Он стал первым патриархом в России со времен Петра I, отменившего этот институт. Почему они соединены на одной иконе: Николай был сторонником возраждения патриаршества, в маргинальных кругах считают что он настолько разделял эту идею, что даже сам готов был стать патриархом. Тихон — первый высшихй церковный новомученик, Николай — первый высший светский — вот они и вместе.

Оба святых изображены предстоящими Распятию Христову. С небес к Христу слетают ангелы, которые несут Орудия Страстей: в данном случае терновый венец и копье и губка, (копьем — это кстати то же самое Копье Судьбы Wolfenstein 3D — пробили ему подреберье, а губка была напоена уксусом). Сравните их с летящими ангелами на предыдущей иконе (где царская семья написана на зеленом фоне): там они также спускаются с небес, но не к Иисусу, а собственно к Романовым, и держат в руках мученические венцы — обозначение конкретной планиды семьи и их лика святости.

И Тихон и Николай изображены в «рабочей форме» — один в патриаршем облачении, другой в горностаевой мантии, правда, накинутой на парадный мундир. Шею императора украшает орден (он был кавалером Георгия IV класса), в руках у него сабля — эти атрибуты по идее должны подчеркивать его военачальнические функции, которых де факто не было, и поэтому не ясно, почему иконописец решил ее акцентировать — когда упор делается на страстотерпство, это лучше, ибо действительно правда.

Икона святого Царя-мученика Николая II и святого Патриарха Тихона.
* Первая — автор Москвитин Филипп Александрович.
* Вторая — Икона страстотерпца Николая, императора Российского, и святого Патриарха Тихона, находящаяся в зимнем Свято-Духовском храме Спасо-Преображенского прихода острова Кижи

* «Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»
Автор — Кокурина Ирина Александровна. Палехская школа. Икона храма святаго славнаго пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке г. Москвы.

Серафимо-Дивеевский монастырь находится в Нижегородской области, он был основан Серафимом Саровским. Другой Серафим (Чичагов), в будущем митрополит Санкт-Петербургский, около 1903 года написал и издал книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского Монастыря», очевидно момент преподнесения которой монарху и запечатлен на иконе. На заднем плане написаны реальные церкви монастыря (розовая и зеленая), тем не менее, информации о посещении его царской семьей мне найти не удалось. Вверху вы видите перекинутый кусок ткани — он называется велум и по идее обозначает, что действие происходит в каком-то замкнутом помещении. Сам Серафим (Чичагов) стал митрополитом после революции, в 1928 году. 30 ноября 1937 арестован, был вынесен из дома на носилках по причине болезни и доставлен в Таганскую тюрьму. При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян на полигоне НКВД в подмосковском посёлке Бутово.

Вторая икона — семья изображена в тех же самых костюмах, возможно, написана той же художницей. Судя по небесам, в которых святые расположены по ликам святости, а ангелы — по чинам, изображение царственных страстотерпцев соединено с картиной Страшного Суда. Это однако новое слово в православном каноне. Вместо царской семьи должен быть собственно сам суд — ангелы души разделяют, в правом нижнем угду изображение ада, слева толпа народа в ожидании суда (например, как на этой польской иконе). Соединение просто стоящих святых с подобными небесами — нечто странное.

Царственные страстотерпцы
* икона опять с Богоматерью Державной в небесах и в современной одежде, с императорскими коронами. Очевидно, монархистская
* икона а ля рюсс, работы игумена Никифора. Борода у царя совсем Седая

Мироточивая и чудотворная икона Святого страстотерпца царя Николая II
Обратите внимание, что Николай уже не держит крест — знак мученичества, а, подобно образу в императорской короне, держит скипетр и державу. При этом на голове у него, опять таки, по моде 17 века — шапка Мономаха. Над плечами в медальонах — справа — Николай Чудотворец, слева не очень ясно, вероятно Иов Многострадальный (вероятно, т.к. царь родился в день его памяти)
Справа — святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францизский, мило улыбается и держит эту икону в руках. В левом верхнем углу изображение Иисуса типа Царь Царем , от которого на икону Николая нисходит луч света.

Святой царь Николай

* В первой иконе узнается классическая иконография Чуда Георгия о змее, правда, царь одет в белую форму, на груди держит образ Спаса Нерукотворного, и хотя дракона уже нет — копье еще осталось. Почему он оказался вдруг на коне, не очень понятно, могу предположить, что во-первых, это здорово — посадить царя в герб его же столицы, во-вторых, может быть, тут всплыло воспоминание о первых русских святых, вдобавок тоже страстотерпцах, и причем князьях — Борисе и Глебе (Вот тут их изображение верхом).
* Вторая икона, несмотря на проблемы с портретным сходством, весьма аккуратно обозначает мученический лик святости царя (ангел с венцом), крест, и державу как символ его профессионального занятия

Св. царь-мученик Николай II и св. князь Владимир
Владимир избран парным святым, видимо, как еще один правитель Руси, причем, кажется, хронологический первый из канонизированных.

интересна тем, что изображены канонизированные РПЦз, но не РПЦ «домочадцы» — лакеи, доктор и т.д.

Икона написана иконописцем Антоном Яржомбеком.
Мученики Ипатьевского дома: Царь Николай II, царица Александра, царевич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Анастасия, Мария, доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова.
Мученики Алапаевской шахты: Великая княгиня Елизавета, инокиня Варвара, Великие князья Сергей Михайлович, Игорь Константинович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, князь Владимир Палей.

UPD: Это вообще какая-то несообразица — мироточивый портрет, «работающий» иконой.

Чудотворный образ святого царя Николая
«Основой этого изображения святого царя Николая была утраченная картина В.Серова. Случайно сохранилась дореволюционная черно-белая фототипия, с которого была сделана фоторепродукция и затем раскрашена. 11 февраля 2000 года перед празднованием памяти новомучеников Российских образ начал издавать дивное благоухание, продолжавшееся 12 дней. 15 февраля на Сретенье Господне образ был освящен в Рязани».

Затем ряд икон, которые, судя по всему, создаются монархистами. Монархисты отличаются тем, что почитают Николая в лике благоверных — а РПЦ не стало этого делать, т.к. Николай к моменту смерти уже отрекся, а в данном лике почитают только монархов. Иконы эти можно опознать по обилию императорской символики и великодержавной идеализации облика.

Затем нечто странное — мироточивая икона Николая с терновым венцом. Тут притязания, очевидно, на роль самого Иисуса — в православной иконографии такого не встречается (хотя для католических святых, например, Екатерины Сиенской, этот атрибут менее странен. Но Екатерину, например, Иисус увенчал им в мистическом видении).

Затем нечто еще более странное: наверху Богородица, Распятие и Спас, по бокам члены семьи и Распутин, а вот в центре отрезанная голова царя. Откуда сюжет взялся — понятно, это «Чесная глава святаго Иоанна Предтечи», которая была отрублена у Крестителя благодаря козням царевны Саломеи. Как она проникла в иконографию расстрелянного — загадка. Видимо, как очередной символ мученичества. (Возможно, это след «городской легенды» о том, как голову расстрелянного Николая в спирту доставили Троцкому и Ленину, и потом её в присутствии всяких видных большевиков сожгли в печи. Байка, впрочем, не очень сочетается с тем, что череп вроде нашли под Сверловском со всеми остальными частями тела).

Императрица Александра Федоровна
(держит в руках, видимо, модель какого-то основанного ей благотворительного учреждения — на церковь, которую пишут в руках донаторов обычно, не похоже).
На второй иконе она держит просто «Оранту» и на себя совсем не похожа
Третья икона представляет собой императрицу в придворном платье, со всеми орденскими лентами и наложенным нимбом. Честно. Не претенциозно. Функционально.

* Эта парная икона, по живописи больше похожая на открытку, видимо представляет собой результат деятельности зарубежной русской церкви.
* Следом — русский вариант на тот же сюжет «Свв. страстотерпцы царь Николай и царица Александра» (Приход храма свв. страстотерпцев царя Николая и царицы Александры
при С.-Петербургской Гос. Педиатрической Медицинской Академии)

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Елизавета Федоровна была сестрой императрицы Александры Федоровны и замужем за вел. кн. Сергеем, братом Александра III и московским генерал-губернатором. Она основала Марфо-Мариинскую обитель. Убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Если по отношению царской семьи канонизация еще спорна, ее канонизировали без разговоров — такая уж она была. На второй иконе она с Марфо-Мариинской обителью в руках. На третьей она вместе с инокиней Варварой, которая погибла вместе с ней в Алапаевской шахте.

Поскольку после убийства мужа в 1905 посвятила себя основанной ей обители, где и поселилась, Елизавету Федоровну принято изображать в монашеском плате, и поэтому ее образы ощущения стилистической несообразности не создают.


фреска, ХРАМ-НА-КРОВИ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ


Опять «древнерусский вариант»: а фреске изображены Святые Царственные Страстотерпцы Царь Николай II, Царевич Алексий, Царица Александра, Царевны Мария, Татиана, Анастасия, Ольга и святые великомученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара

Св. князь Сергий Московский

Меня терзают смутные сомненья. Никто иной, кроме как муж вышеупомянутой Елизаветы Федоровны, московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович, погибший от бомбы террористов, это быть не может. Да и на фото похож личиком. Но проблема даже не в том, что непонятно, когда его канонизировали. Настоящий ахтунг — в любви великого князя к мальчикам, о которой было известно всем — а как с таким делом можно поместить человека на икону?! Но, в общем, на что только не способно сознание, отказываясь признавать что-либо… Приведу свой любимый кусок из википедии из статьи об этом князе:

«Согласно житию преподобномученицы Елизаветы Федоровны, супруги независимо друг от друга, ещё до знакомства, дали Богу обет девства. Поэтому брак их был бездетным, они жили как брат с сетрой. С другой стороны, социолог, психолог и сексолог И. С. Кон, опираясь на свидетельства современников, указывает, что Сергей Александрович вёл открыто гомосексуальный образ жизни. Согласно утверждениям некоторых авторов, Великий Князь был также склонен к садизму».
Это называется торжество Нейтральной Точки Зрения.

царевич Алексей
Не выходит он у них чего-то.

Та, где он в матросском костюмчике, авторства М.А.Жуковой, продается вот здесь и стоит 600 долларов. На другой иконе он в казачьей одежде — как цесаревич, Алексей номинально был им главою, икона, собственно, донцами и почитается.

А вот эта продается там же и стоит 2500 долл.

Распутин и царевич Алексей — это уже очевидно полная маргинальность, а не РПЦ.
судя по нимбам, это все-таки икона, далее — старей Николай написан с образом «Распутин и царевич Алексей» в руках. Старец Николай — это протоирей с о. Залит, известная личность, принадлежал к РПЦ, но его любят всякие сектанты, приписывая ему что она на икону Распутина молился и Ивана Грозного почитал как святого. РПЦ, в отличие от маргиналов, старец еще не канонизирован.

Затем Распутин в «русской» трактовке, опознается по бороде.  В небесах, похоже, опять Алексей

Новомученик Василий (Иванов)
с иконой Николая II в руках. Автор — Раиса Смирнова. Июнь 2006. Икона написана для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёве — почитателей Царя-мученика
Василий Иванов был монархистом, и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных
в составе которого, собственно, царская семья и канонизирована.
(«Убиение…», которое выше — клеймо вот этой самой иконы. Вообще, советую поразглядывать клейма)

Клейма (к царской семье отношения не имеют, но уж больно прекрасные):

Святии Новомученицы и Страстотерпцы Российстии Русскою Православною Зарубежною Церковью прославлении 19 октября (1 ноября) 1981-го года.
Икона из Богоявленского храма в Бостоне. Сама икона написана художником Николаем Александровичем Папковым

у этой иконы еще более потрясающие клейма:


Собор Святых покровителей охотников и рыболовов
царь Николай в правой части иконы в первом ряду почему он покровитель охотников и рыболовов-то, кстати? кто это решил, что он покровитель.

«В верхней части иконы расположен ряд чудотворных икон Божией Матери, через которые в разное время Царица Небесная оказывала Свое покровительство охотникам и рыболовам и по сию пору является их Помощницей и Предстательницей. Таких икон пять: если смотреть слева направо, то первая – это Тихвинская, затем Казанская, Озерянская, «Знамение» и Феодоровская икона Божией Матери.

Под этим рядом икон Пресвятой Богородицы слева и справа внизу в молитвенном предстательстве ко Спасителю изображены святые, имеющие особую благодать помогать всем занимающимся охотой и рыболовством. Это, прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев (все они изображены в левой части иконы в первом ряду). Во втором ряду мы видим преподобного Никодима Кожеезерского, апостолов Андрея Первозванного и Фому. Замыкают эту группу святых праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский.

В правой части иконы в первом ряду расположены: великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, праведный Симеон Верхотурский и святой страстотерпец царь Николай. Второй ряд святых открывает благоверный Великий князь Александр Невский, за ним следуют великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Выше изображены равноапостольный Великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Димитрий Донской».

Храм в Ульцине (Черногория): фреска св. Иоанн Шанхайский, Николай II и прп. Силуан Афонский (в миру — Семен Иванович Антонов, родом из Тамбова)

Икона «Снятие пятой печати» в иконостасе собора Сретенского монастыря
на сюжет из Апокалипсиса: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).
Интересный эсхатологический мотив: по традиционному канону там обычно изображают следующее: «Христос на троне посреди старцев, перед ними этимасия с опечатанной книгой и вокруг семь ангелов». Таким образом, вместо 7 ангелов взяли царскую семью — ну, логично, их ведь тоже семеро.

Царская семья, опять предстоящая Державной Богоматери, которая написана в мандорле (особенный вид нимба, окружающий все тело) и окружена херувимами

*Первая икона — Св. царь Николай страстотерпец с клеймами, как обычно, очень любопытно рассматривать и угадывать
*вторая икона — Св. царь-мученик Николай II, несмотря на то, что выполнена в приятных традициях примитивизма, заставляет задуматься — почему одежды царя украшены не традиционными уже 2-главыми орлами, а французскими лилиями, символом сами понимаете, какой монархии?

И еще и еще (навалом, без комментариев):


Вышитая икона и оригинал, послуживший ей моделью

В этой группе икон у Николая усы почему-то русые, и вообще не похож

Жукова М. А. «Св. страстотерпец царь Николай»

А ЭТО ДЛЯ ПОСЛЕВКУСИЯ:
как выглядела царская семья на самом деле

а так как рисовали иконы на Древней Руси

Текст: (благодаря помощи Testus’a и информации, найденной в русской википедии)

Ссылки:
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА «ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ» на православие.ру
Галерея
Об иконе «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов»
Икона «Собор новомучеников» из Бостона
Мироточивая икона в храме в Бирюлево
«Icons of the Royal Martyrs. The Russian Shop»
en.wikipedia.org/wiki/Romanov_sainthood
The Royal Martyrs Of Russia
Иконография чутко реагирует на состояние церковного сознания. (Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви )
Икона с украинскими персонажами, в т.ч. с Петлюрой и Мазепой

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: