Личная библиотека и записная книжка

Выставка одной картины: «Паллада и Кентавр» Боттичелли

Posted in vashdosug.ru by benescript on 19.05.2011

Новые гастроли в Пушкинском музее — фотомодель эпохи Ренессанса.


Все женщины на картинах Сандро Боттичелли похожи друг на друга — вернее, на прекрасную блондинку Симонетту Веспуччи, которую он оплакивал и воспевал еще тридцать лет после ее смерти. На картине «Паллада и Кентавр», которую привезли из Флоренции в ГМИИ на смену «Дамы с единорогом» Рафаэля изображена не Симонетта, а более темноволосая женщина, однако типаж все равно узнается. Смысл же картины загадочен.

Высокие длинноногие девы из боттичелиевских «Весны» и «Рождения Венеры» стали для человека ХХ века одим из символов культуры Ренессанса наряду с «Моной Лизой». Их типаж удачно совпал с тем идеалом красоты, которые пропагандируют для нас модные журналы (со скидкой на полтора тысячелетия развития гламура, разумеется). Среди современников же он не был столь популярным, о чем свидетельствует то, что кроме Боттичелли, подобных дам никто не рисовал. Однако длинные пряди, которые развиваются на ветру, элегантные складки слипающихся одеяний, S-образные извивы фигуры и прелестные цветочки — все это настолько радует глаз, что ошибка, право, простительная, и честь стать лицом эпохи художник заслужил по праву.

«Паллада и кентавр», которая до 1895 года пылилась на чердаке палаццо Питти, сейчас обитает в галерее Уффици на почетном месте между двумя упомянутыми выше шедеврами.  Она отличается не только темным оттенком волос женщины — но затемненным смыслом сюжета. В отличие от «Весны» и «Рождения Венеры», построенных на прямых литературных аналогиях, она остается загадкой, заставляя исследователей предлагать все новые и новые версии истолкования. Боттичелли точно написал не богиню Афину Палладу (название картины устоялось по ошибке), возможно — деву Камиллу из «Энеиды», возможно — аллегорию Целомудрия. Пушкинский музей подготовил большой стенд с подробным текстом, где изложены эти версии — и народу перед ним толпится не меньше, чем перед собственно картиной. (С похвальной мудростью два этих объекта даже разнесены по отдельным помещениям).

Картина выставлена в итальянском зале, среди постоянной экспозиции музея, примерно совпадающей с ней по времени. Кстати, загляните в левое крыло этого помещения — там висит еще один Боттичелли, «Благовещение», единственное произведение мастера, хранящееся в России (в Эрмитаже было еще «Поклонение волхвов», но большевики его продали в 1931 году заграницу). Это крохотный диптих с достаточно мелкой и не яркой живописью — однако все характерные черты мастера, легкость и изящество — налицо. Впрочем, рядом с такой жемчужиной, как гостья из Флоренции, «Благовещение», конечно, блекнет. Воспользовавшись этой возможностью подумать о том, почему из-под кисти одного художника могут выходить шедевры и проходные вещи, надо вернуться к основной цели своего визита. Любуясь на символы дома Медичи, вышитые на полупрозрачной кисее платья Паллады, стоит вспомнить о «синдроме Стендаля» — это когда падают в обморок от переизбытка красоты кругом.

В этом контексте формат «выставка одной картины», пожалуй, очень удачен: в родном боттичелиевском зале в Уффици «Паллада и кентавр», конечно, не поблекла бы — но превратилась бы лишь в один из нескольких голосов общего хора. Теперь же у нее есть возможность исполнить для зрителя сольную арию. Главное — суметь протолкнуться через огромную толпу тех, кто что-то слышал о бренде «Боттичелли», и теперь стремится поставить галочку «сделано» в своем расписании.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: