Личная библиотека и записная книжка

«Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров»

Posted in vashdosug.ru by benescript on 19.05.2011

Поэтическое название выставки «Державные кавалеры» расшифровывается буквально — она рассказывает о тех русских кавалерах различных иностранных наград, которые вдобавок правили российской державой.

Основные герои выставки — Петр I и его наследники, главные экспонаты — их ордена, драгоценные произведения ювелиров со всего мира. На стендах, обтянутых тканью с переливами под муаровую ленту, размещены награды, которыми русских монархов награждали монархи иностранные. Период охвата — с XVIII по начало XX века: хотя рыцарские ордена и, соответственно, их драгоценные знаки существуют со времен Средневековья, на Русь их не посылали. Бородатых царей за рыцарей не считали: Петр Великий стал первым награжденным.

Однако это не просто выставка однообразных ювелирных изделий со странной символикой, понятной только фанатам фалеристики (как и филателия, она имеет свой тайный язык и узкий круг собирателей). Во-первых, драгоценные «мужские игрушки», съехавшиеся со всего мира, завораживают разнообразием своих деталей. Во-вторых, хотя ордена составляют «скелет» выставки, однако ее устроители позаботились и о весьма богатой и приятной глазу «плоти».

Награды не лежат одиноко на подставочках: по старинным портретам восстановлены прилагавшиеся к ним орденские ленты со сложнейшим бантом. Рядом может висеть портрет русского императора с полным набором драгоценностей на груди, и зритель может представить, как Александру II «шел» или не «шел» тот или иной орден. Законы моды я упоминаю не зря. В XVIII веке дворянин еще мог носить розовые атласные панталоны, ярко зеленый кафтан и огромные бриллиантовые украшения. А в XIX веке, после «дендистской революции», в мужском гардеробе остались только черный, серый и другие сдержанные цвета. Невероятные драгоценности тоже исчезли, и орденские знаки, изготовляемые лучшими ювелирами (тем же Фаберже) из золота и отборных камней, стали главными мужскими драгоценностями. Надо же как-то сочетаться на придворном балу с разодетой в пух и прах супругой в драгоценном парюре!

Выставлены и орденские одеяния, которые шились по правилам, записанным в статуте. Так, в стеклянной витрине — наряд рыцаря Подвязки, который носил Александр I. Орден был основан в XIV веке, и покрой коротких панталон со времен Средневековья не менялся. Жаль, не осталось портрета нашего царя в таком странном наряде! Его отец Павел I, который бредил мальтийским орденом и даже сделал себя его гроссмейстером, так не стеснялся — его портрет с регалиями, восходящими к эпохе крестоносцев, сохранился. На выставке представлен «мальтийский» трон Павла и корона гроссмейстера, изготовленная для него персонально. Эту корону он действительно носил — на подкладке остался след, значит, надевал он ее не единожды. Вдобавок, исследователи сверили с сохранившейся шляпой императора: размер обода совпал.

Отдельно стоит остановится на истории складывания российской коллекции наград. Это во времена Средневековья магистр ордена принимал в рыцари своих друзей и ближайших верных подданных, которые приносили клятву, что будут ему вовек преданны и никогда не станут с ним воевать. Обеты были суровыми — вступая в рыцарский орден (как и в монашеский), человек отрекался от многого. В Новое время ордена стали разменной (хотя и чрезвычайно почетной) монетой политических отношений. В XVIII веке наши императоры получали эти подарки по случаю своих военных побед. Монархи, встречаясь на высшем уровне, обменивались высшими орденами своего государства, возлагая на грудь друг друга почетные знаки. Подчас они тоже клялись не воевать друг с другом (вспомним обмен орденами между Наполеоном и Александром I в Тильзите), но эти обещания часто оказывались символическими.

В XIX веке много орденов попало в Россию благодаря династическим бракам, ведь свадьба — прекрасный повод пожаловать новому родственнику почетный знак. По набору орденов на портрете можно вычислить родственные связи и склонность к политическим союзам в момент его написания. Впрочем, если изучить представленные на выставке орденские планки, становится ясно, что в повседневной жизни русские монархи предпочитали носить награды за личные военные заслуги и достижения во внешнеполитической деятельности — а не династические награды.

Количество кавалеров конкретного ордена всегда было ограничено — подчас 30-40 человек. После смерти обладателя ордена его наследники были обязаны отослать награды обратно. В Российской империи рассылкой иностранных наград после смерти царя занималась специальная «Печальная комиссия». Именно поэтому коллекция орденских знаков бывает полной только в его официальной резиденции. Однако российское собрание все же впечатляет: в первую очередь, из-за «халатности» большевиков, которые и не подумали отсылать на родину орденские знаки последних Романовых. Впрочем, она могла бы быть и побольше — если бы те же большевики не продали множество ценных орденов за рубеж вместе с яйцами Фаберже и картинами из Эрмитажа.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: