Личная библиотека и записная книжка

«Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России»

Posted in vashdosug.ru by benescript on 19.05.2011

Выставка заставляет вспомнить не Романовых с балами и несметными сокровищами, а Данилу-мастера с точеными из полудрагоценных камней ягодками крыжовника.


Фамилия «Фаберже» — безошибочная приманка, который соберет огромные очереди желающих посетить выставку, императорские же яйца — главный символ бренда. Однако на этой выставке Фаберже и его пасхальные сюрпризы — это лишь вишенка на торте, призванная привлечь внимание зрителей к огромному богатству прочей экспозиции, подчас имеющей к Фаберже лишь номинальное отношение. Что приятно — по качеству остальное ничуть не уступает работам знаменитой придворной фирмы.

На самом деле главная тема выставки — это уральские ремесленники и полудрагоценные камни, добываемые на территории России, а также удивительное мастерство — не ювелиров, а именно камнерезов. Поэтому, согласно общей концепции, нам показывают не все 10 яиц Фаберже из Оружейной палаты, а лишь половину из них, те, которые выполнены из отечественных минералов (гелиотропа, хрусталя, халцедона и проч.). Зато в изобилии представлен другой вид продукции «Фаберже» — миниатюрные фигурки животных и птиц, вырезанные работниками фирмы (многие из них родом с Урала — Куликов, Дербышев, Кремлев). Коллекционеры эти фигурки обожают — яйца-то все наперечет, а тут можно обрести невиданное сокровище.

Здесь же — конкуренты: Авенир Сумин (фирма «Сибирские-Уральские камни»), Алексей Денисов-Уральский, и даже «Картье». На рубеже веков «Картье» и «Фаберже» связывали отношения, по накалу страстей напоминающие противостояние Эллочки Людоедки с Вандербильдихой: стоило русскому мастеру нащупать какую-нибудь идею, как француз тот час же отзывался своим истолкованием темы. Любопытно, что подражателями в данном случае выступали не мы — на этом, по крайней мере, настаивают в Музеях Кремля. «Одинаковые» работы обеих фирм стоят рядом в одной витрине, а экскурсоводы предлагают сравнивать — «смотрите, наши ландыши и бульдожки намного элегантнее заграничных вышли!».

Много места отведено забытому было Алексею Денисову-Уральскому, которому современные искусствоведы пытаются доставить положенный кусок славы. Этот сибирский мастер-виртуоз после революции оказался в Финляндии, а свое наследие перед смертью отправил ящиками на родину. Дошло, естественно, не все; многое оказалось разбитым — например, реставраторам пришлось проделать большую работу, чтобы склеить многоцветную фигуру солдата Первой Мировой. Благодаря мужицкому юмору в память западают его аллегорические изображения держав-участников Империалистической войны: например, Болгария в виде вши, ползущей по алому «сердцу Европы».

Устроители выставки стараются показать преемственность этого вида декоративно-прикладного искусства на Руси: действительно, Фаберже не мог появиться неоткуда. Не пропустите трость с хрустальным набалдашником, на которую опиралась императрица Екатерина Великая в конце XVIII века. И обратите внимание, что искусственные цветы Фаберже выставлены в одной витрине с бриллиантовым букетом Иеремии Позье, автора Большой императорской короны Российской империи. Традиции налицо — букет эпохи барокко разве что немного криклив по колориту по сравнению с «потомками».

Не забыли и советский период камнерезного искусства. Впрочем, натуралистичная каменная колбаса с белыми прожилками более намекает на подсознательные заботы своих творцов, чем серп и молот олицетворяют их идеологическую стойкость. Еще одно имя — Василий Коноваленко, позднесоветский мастер, будто бы воскресивший традиции старой школы, но из-за идеологических разногласий вынужденный эмигрировать. Однако его статуэтки Малюты Скуратова и Данилы-мастера все же выглядят несколько топорно рядом с казаками-конвойцами Фаберже, оказываясь немного грустным финальным аккордом всей экспозиции.

Реклама

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. Знаток said, on 30.08.2011 at 00:54

    Малюта — липа, в лучшем случае доделка неоконченной работы. У Скурлова — место изготовления — США, в каталоге выставки уже Ленинград 1978 г. , это что-же он из Москвы, где мастерская была в отпуск в Питер ездил, энтого Малюту клепать. Да и камни не советские, а ввезти такой рубин, хотя и г…, в 1978 г. было очень чревато, а уголовное дело закрыто 4 года назад…, а шурин за фальшак сел… Ну и сравните «живые» работы и это «чудо». Выводы делать вам.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: