Личная библиотека и записная книжка

Золотой петушок

Posted in vashdosug.ru by benescript on 18.12.2011

22 июня 2011 г.

В Большом театре заново поставили классическую русскую оперу, которую до революции по цензурным соображениям притесняли. Режиссер Кирилл Серебренников наглядно показал, почему.

Привычный «Золотой петушок» — с царем Додоном в шапке Мономаха, скоморохами и красавицами в кокошниках: так его ставили еще в первый раз, в декорациях Билибина. Сейчас Серебренников, который выступил не только режиссером, но и художником по костюмам, принципиально отказался от лубочной картинки. Классической оперы Большого театра, на которую так удобно отвести интуриста, чтобы показать ему «русский стиль» — больше нет. На премьере в зале сидели какие-то иностранцы, но вряд ли они поняли это многослойное сатирическое действо о современной России. Детей сюда брать тоже больше не надо.

Декорации первого акта — правительственный зал приемов в стиле сталинского ампира, кругом — аляповатая роскошь. Золотой петушок сидит в фигурной клетке — огромной двуглавой птице на полсцены. Царь Додон в отличном костюме и с узнаваемыми повадками говорящей головы из телевизора окружен депутатами и генералами, секьюрити, снайперами и порхающим официальным фотографом. По залу бегают уборщицы в синих халатиках, таджики в трениках двигают мебель и сколачивают помосты. Каждый персонаж пришел из нашей сегодняшней повседневности и узнаваем с первого взгляда. Костюмы и жесты массовки настолько продуманы, что весь первый акт наполняет зрителя удовольствием от сюрприза узнавания и от едкой пародии на трансляции прямого эфира правительственных каналов. Музыка Римского-Корсакова на этом фоне — лишь второстепенная деталь.

Второй акт по настроению с первым резко диссонирует. Злой юмор практически исчезает, сохраняясь лишь в таджиках, ворочающих черные полиэтиленовые мешки с трупами, и в раздевающихся до исподнего генералах. В снижении темпа изначально виновато, конечно, либретто: почти весь акт — это демонстрация необыкновенной привлекательности Шемаханской царицы с помощью арий. Исполнительница Венера Гимадиева с ними великолепно справляется, одна беда — кроме этого почти все действие она только ходит по сцене, да меняет наряды. Никакими дополнительными театральными приемами, в отличие от первого акта, режиссер заявленный тезис подкреплять не стал, и когда царь Додон вместе с генералами начинает от ее обаяния терять разум и детали гардероба, это оказывается неубедительным (какой бы красивой и стройной женщиной она ни была), а весь акт, помимо виртуозного пения, — скучноватым.

В финале же мы возвращаемся к помпезному бытию «царского» двора. Додон и новобрачная, сменившая наряд царь-девицы на шубу и очки в стиле Алины Кабаевой, принимают парад с некоего деревянного возвышения, украшенного двуглавыми птицами. Маршируют войска, пробегают дети с леденцами, провозят баллистическую ракету, двуглавый Золотой петушок угрожающе кукарекает — этот торжественный милитаризм, показанный с издевкой, заставляет почти всю постановку просидеть открыв рот, гадая, не возбудят ли против Серебренникова уголовного дела за оскорбление государственного герба во след за Навальным. Впрочем, нет — авторы театральных политических китчей, подобных этому, громко гавкают, но совсем не кусают.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: