Личная библиотека и записная книжка

Породнивший рай и ад: Уильям Блейк в Пушкинском музее

Posted in vashdosug.ru by benescript on 19.12.2011

30 ноября 2011

В Пушкинском музее открывается выставка, посвященная Уильяму Блейку. С визитом в Москве – самый сумасшедший английский художник и те, кто попал под влияние его гения.


«Ньютон», 1795 — около 1805

Уильям Блейк сильно опередил свой век, поэтому толпы почитателей приобрел лишь десятилетия спустя после смерти. Блейк родился в 1757 году, то есть был всего на пару лет младше нашего императора Павла и Марии Антуанетты. Его современники красовались в кринолинах и напудренных париках, он же размышлял о свободной любви и вольном понимании Бога. Причем так, что в 1960-е битники и рокеры пришли в восторг от его поэзии и продолжают обожать ее до сих пор. Песни на стихи Блейка записывали Боб Дилан, Tangerine Dream, U2 и так далее. Да, Блейк был не только художником, но еще и поэтом, причем виртуозным. Его «Тигр, тигр, жгучий страх, ты горишь в ночных лесах» – одно из самых хрестоматийных стихотворений за всю историю анг лийской литературы вообще. Рукописи своих стихов он снабжал детальными иллюстрациями. Так что создатели «умных» комиксов (например, V for Vendetta и «Хранители») считают его отцом-основателем жанра и делают ему реверансы в своих произведениях. А его рисунками вдохновлялись большинство последующих британских художников – от прерафаэлитов до знаменитого своими ужасами Фрэнсиса Бэкона. Кстати, именно прерафаэлиты, бунтари и любители романтического средневековья стали его первыми страстными поклонниками.


«Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице». 1824–1827 Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Но при жизни такой славы Блейку ничто не предвещало. Родители его были бедняками, вдобавок – религиозными сектантами. Главной книгой для не очень образованного Блейка всю жизнь оставалась Библия. Позже к ней прибавились поэмы Мильтона о падших ангелах и «Божественная комедия» Данте – о путешествии поэта сквозь круги ада. Мальчик должен был овладеть ремеслом, и Блейка отдали в ученики граверу. Позабытая сейчас профессия в века до фото и ксерокса была чрезвычайно важной. Именно гравер создавал картинки и в журналах мод, и в политических ежемесячниках. Так Блейк получил возможность делать большие тиражи своих работ, даже когда издатели отказывались печатать этот «мусор», а покупатели – платить за него деньги.

Дальнейшая жизнь прошла в ссорах с поэтами, которые нанимали его иллюстратором и оставались недовольными, экспериментах с техникой гравюры, поклонении малограмотной жены и поползновениях в сторону свободной любви. Был и суд за измену королю (оправдан), но главное – создание собственных иллюминированных рукописей. Среди них – такие загадочные, как «Песни невинности и опыта», «Бракосочетание Рая и Ада», «Вечносущее Евангелие». Иллюстрации к ним тоже были загадочными.


«Жалость». Около 1795

Он не писал картин маслом, делал только рисунки, акварели и гравюры, раскрашенные вручную. Наибольшее впечатление производят работы Блейка на христианские темы. Он берет сюжет, хорошо известный образованному человеку, и выворачивает его наизнанку, превращая в нечто из ночных кошмаров. Каин, убивший Авеля, изгибается в пароксизме ужаса на фоне горящего солнца. Царь Навуходоносор пожирает траву и сам превращается в какое-то животное. Вавилонская блудница собирает в кубок души умерших. Контрольный выстрел в голову – неожиданные контрасты цветов, бьющие по нервам. В юности Блейк провел много времени за зарисовками средневекового Вестминстерского аббатства, отсюда и его пристальное внимание к цвету. Сочетания так неожиданны, что сегодня мы бы назвали их кислотными. В Англии же периода наполеоновских войн их автора попросту считали безумцем. Да Блейк и сам не скрывал, что всю жизнь к нему являлись видения. Например, как-то ему привиделось дерево, облепленное ангелами, из их ярких крыльев на ветви сыпались блестки, словно звезды. В довершение анамнеза – он придумал собственную мифологию, каких-то Уризена, Энитармона, Бромиона, которые фигурировали в его пророческих книгах.

Умер Блейк в 1827-м, чуть не дожив до 70-ти, и еще долго являлся своей жене в видениях, контролируя решения по его делам. Те, кто унаследовал его манускрипты после смерти вдовы, увы, не были такими чувствительными. Один из них уничтожил все его богохульные рисунки, другой – все эротические. Оставшееся долго хранилось в забвении, пока в 1860-х биография Блейка не была издана с помощью прерафаэлитов. Они были очарованы единством таланта поэта и художника – это соответствовало и их идеалам, поражены его увлекательным миром фантазий и в итоге прославили его. В Пушкинский музей в нагрузку к Блейку именно этих художников и привезут: Данте Габриэля Россетти, Эдварда Берн-Джонса, их старших современников Сэмюэла Палмера и Иоганна Генриха Фюсли, а также любимого иллюстратора Оскара Уайльда декадента Бердслея. Из произведений самого Блейка покажут гравюры, акварели и темперы – «Суд Париса», «Апостола Павла и змею», «Проклятую душу», «Страшный суд», а также иллюстрации к «Божественной комедии», Шекспиру, Мильтону и «Королеве фей» Спенсера.

 

Advertisements
Tagged with:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: