Личная библиотека и записная книжка

Украинские гастроли в Пушкинском музее

Posted in vashdosug.ru by benescript on 29.08.2012
24 июля 2012 г.
В Пушкинском музее проходит выставка «Возвращение Святого Луки». Это сто лучших картин VI-XVIII веков, собранных из всех крупных музеев Украины. Южному соседу нашлось чем похвастаться.
 
Главные святыни — иконы из числа самых старых на земле: «Богоматерь с младенцем» и «Иоанн Креститель» VI века. Они выполнены восковыми красками, как фаюмские портреты — именно в такой технике писали в античном мире. От этого раннего периода икон почти не осталось — спасибо эпохе иконоборчества, когда доски жгли, распиливали, смывали с них изображения известью. Фанатики не добрались лишь до далекого монастыря Святой Екатерины на горе Синай посреди египетской пустыни. Только там сохранилось несколько экземпляров, включая самое древнее изображение Иисуса Христа. Именно из этого монастыря в средине XIX века эти иконы и попали в Киев. Увидеть такую редкость — необыкновенная удача. Лики на иконах непривычные — у Богоматери вишневые губки и задорный взгляд. Иоанн сохранился похуже, но резкие мазки на ветхой от древности доске веско свидетельствуют, что импрессионисты в своих находках не были пионерами.
 
Самое громкое имя — картина «Святой Лука» Хальса. Именно ее украли в 1965 году с выставки в том же Пушкинском музее, полгода искали и наконец нашли за печкой у молодого уголовника. Через несколько лет про эту историю сняли фильм с Владиславом Дворжецким и Басилашвили, впрочем, переврав все реалии на пользу идеологического воспевания милиции (подробнее об этом — в номере журнала «Ваш Досуг» от 1 августа). Спустя полвека Одесский музей не побоялся снова одолжить картину ГМИИ, видимо, из принципа, что снаряд не попадает в одну воронку дважды. Еще на выставку мог попасть «Поцелуй Иуды» Караваджо, предмет другой кражи из Одесского музея со счастливым концом. Но после возвращения картины и ее реставрации выяснилось, что это все-таки копия. А Пушкинскому для этой выставки нужны только сливки.
 
Поэтому хоть и тянет продолжить списком, выбирая дальше самую красивую картину, самую сильную и так далее — но как-то не получается. Уровень экспонатов одинаково отличный. Музеи Киева, Львова, Харькова, Житомира и Одессы явно прошерстили со всей тщательностью. Имена художников славные — Маэстро дель Оссерванца, Джентиле Беллини, Просперо Фонтана, Яков Пальма, Рубенс, Йорданс, Лука Джордано, Тьеполо, Виже-Лебрен…
 
И история классического искусства тут разворачивается последовательно, от лазурных фонов проторенессанса, с крылатыми серафимами и кровоточащими стигматами, до облаков рококо, похожих на взбитые подушки, и идеальных детских личиков классицизма. А то, что это сокровища не нашей страны, не знакомые нам с младых ногтей, помогает ощутить их красоту непредвзято. Киевляне, бродя на вернисаже, восклицали: «А вот это я копировал в институте! А вот это у нас печатают на сувенирных тарелках!». Так и мы бросимся в Эрмитаже к рембрандтовскому «Блудному сыну», проигнорировав отличные вещи рядом. А на этой украинской выставке все для нас открытие.
 
Музей личных коллекций
до 9 сентября
Софья Пономареваhttp://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/68927/
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: