Личная библиотека и записная книжка

Романтики после революции

Posted in vashdosug.ru by benescript on 19.10.2012

11 сентября 2012 г.

От Штеренберга и Лабаса до Кончаловского и Иогансона. Малоизвестные вещи из Музея-заповедника «Абрамцево» показывают, как притихли  бунтовщики от искусства в 30-е годы.

 

Выставка «Романтический монтаж»открылась в Музее современной истории России на Тверской, том самом, который когда-то был Музеем Революции. Примерно та же метаморфоза видна и у выставленных художников. Тут те, кого мы привыкли представлять по острым постимпрессионистским и авангардным вещам, оказываются мирными, реалистическими и какими-то спокойными. Скорее, помудревшими, чем просто постаревшими.

Это Машков, Кончаловский, Штеренберг, Лабас, Вильямс, Кузнецов, Сарьян, Осьмеркин, Фальк и другие. Больше 80 работ, два светлых зала. Все золотые имена русского искусства, звезды зарубежных аукционов. Но глядя на выставленные полотна, сразу и не догадаешься, где кто.

Причина – в особенности коллекции. В Москву привезли малоизвестные картины из музея-заповедника «Абрамцево». Собрание это складывалось интересно: в 1926 году в этих краях, вблизи легендарной Мамонтовской дачи, поселился Игорь Грабарь. С его легкой руки Московский союз художников с 1933 года здесь строит дачный поселок. Так и сложился ново-абрамцевский творческий коллектив художников («новый» – чтобы не путать с дореволюционным кружком). Помимо бывших членов «Бубнового валета», ОСТ, «Четырех искусств» и других радикалов на этих дачах жили и представители АХРР, например Иогансон и Радимов.

То ли тут такая успокаивающая природа, что художников все тянуло писать пейзажи да натюрморты. То ли атмосфера в стране начинала так сгущаться, что работать в этих жанрах было как-то спокойней. Ведь картины, выставленные тут, в основном 1930-х годов. Вспомним жизнь Павла Радимова. В послереволюционные годы он прославился благодаря своим стихам на крестьянскую тему, которые писал гекзаметром («Мухи с зеленым брюшком пересохший навоз облепили»). Но вскоре совсем бросил сочинять, поселился в Абрамцево и целиком отдался живописи. Способ выжить, которым больше никто из литераторов того времени не воспользовался, а зря.

Наверно, что-то такое объединяюще витало в абрамцевском воздухе, что «Избы» Радимова, такого советского автора, вполне сочетаются с «Лесом» Штеренберга, когда-то эпатажного донельзя. В Абрамцево оба автора вполне реалистичны. Может, и возраст уже был такой, что «выпендриваться» душа не лежала. Бывшая супрематистка Надежда Удальцова, вот, например, совсем не с бешеными кубами и додекаэдрами, а с рисунком «Первый колхоз. Алтай». А Василий Рождественский пишет «Строительство Дворца Советов». Но это еще не жизнерадостно-глянцевый соцреализм, полный Радостью Труда. А вполне искреннее и поэтическое искусство людей, которые застали «Симфонию заводских гудков» Арсения Авраамова в 1920-х и постановку «Взятие Зимнего». Покой или эскапизм? Мы можем только догадываться. Главное, что мастерство и энергетика из этих картин еще не исчезли, талант чувствуется. А это первое свидетельство того, что душа еще не растоптана.

до 30 сентября
Музей современной истории России

Софья Пономарева
http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/69118/
Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: