Личная библиотека и записная книжка

Третья жизнь «Ударника»

Posted in svoy by benescript on 06.02.2013

Кинотеатр в легендарном Доме на Набережной когда-то был в стране главным. В зале, расположенном через реку от Кремля, устраивались премьеры лучших советских фильмов, проходил московский кинофестиваль. В 90-е, годы он утратил свой звездный статус, стал рядовым и сетевым. внутри заработало казино. Сегодня, восемьдесят лет спустя после открытия, у нас появился шанс увидеть памятник авангарда очищенным от наслоений.

Часть легенды

«Ударник» — часть комплекса Дома на набережной. Знаменитое здание, задуманное как идеальное жилье для самых полезных советских граждан, в народной памяти стало одним из символов мрачных 1930-х годов.

А начиналось все очень празднично. В 1927 году Совет Народных Комиссаров принял решение о начале строительства. Огромный дом на трех гектарах потребовался, чтобы поселить госслужащих: в Москве им уже не хватало места. Проект создал Борис Иофан, один из главных советских архитекторов. Именно он спроектировал высотки, а также Дом Советов с гигантской статуей Ленина, который планировали возвести на месте храма Христа Спасителя, но, слава богу, не сдюжили.

Дом закончили к 1931 году. Пятьсот пять светлых квартир с водопроводом, телефоном и мебелью стали предметом всеобщей зависти. Комплекс Дома на набережной включал все необходимое — столовую, детский сад, спортзал, прачечную, а также Клуб имени А.И. Рыкова (современный Театр эстрады) и, разумеется, кинотеатр «Ударник». Судя по эскизам Иофана, сначала он мыслился как маленький, «домашний». Но потом решили расщедриться для всей Москвы — ведь Дом Правительства очень дорого этому правительству обходился, а прибыль с билетов в «Ударник» позволяла хоть немного коммунальные расходы окупать.

В фойе кинотеатра играл оркестр, на дополнительной сцене с небольшим экраном показывали «на просвет» научно-популярные и агитационные фильмы. Работал детский зал с кроватками, книжками и игрушками, где родители могли оставить малышей на время просмотра. При кинотеатре существовала читальня, которая выписывала лучшие газеты и журналы. В лекционном зале можно было послушать лекции на темы «Героическая Советская Армия» или «Советское здравоохранение на службе у народа». Внизу, в буфете, после войны заработала танцплощадка, куда приезжала молодежь со всего города. В дансинг продавали отдельные билеты.

Продуманное чудо

Кинотеатр занимает юго-восточную часть дома и по сути представляет отдельный пави-льон. В плане, как пишут историки архитектуры, он воспроизводит форму значка «Ударник коммунистического труда». Поверим им, хоть архитектор, кажется, простой геометрический рисунок усложнил. С точки зрения стиля всего здания «Ударник» являлся светлым праздничным аккордом, которым завершается плотный, жесткий массив аскетически строгого Дома. Архитектурный стиль «Ударника», как и всего Дома, — конструктивизм, особенно в техногенной верхней части здания.

Впрочем, в нижнем уровне, там где размещаются парадные входы, благодаря колоннаде уже ощущается привкус классичности, которая несколько лет спустя перерастет в советской архитектуре в сталинский ампир. Это — отпечаток личности самого Иофана, который до возвращения в Советы в 1924 году долго работал в Италии, впитав там любовь к ордеру, балкончикам, порталам и другим приметам большого стиля. На родине первое время, пока конструктивизм был еще в силе, он работал в этой простой манере, но позже мода изменилась и его любовь к роскоши взяла свое.

Особой «фишкой» здания стала уникальная складывающаяся крыша, напоминающая то ли декорации к фильму «Метрополис» (1927) Фрица Ланга, то ли панцирь броненосца. Крышу убрали, продемонстрировав публике звездное небо Москвы, только единожды. Сложный механизм оказался подверженным неисправностям и слишком дорогим и трудным в использовании, поэтому больше крышу не складывали. (Причем документальных подтверждений этой истории вообще нет.)

В 1930-е годы футуристический «Ударник» стал символом прогресса, технических новинок и достижений советского народа. Сегодня же он — реликвия архитектуры авангарда, конструктивизма. Культурное наследие страны. Понимание того, что советские памятники конструктивизма надо беречь, что это по-настоящему гениальные произведения мирового уровня, возникло в России лишь недавно. Многое к нашему времени оказалось утраченным. Некоторые шедевры еще можно спасти: Дом Мельникова с поплывшим фундаментом, Дом Наркомфина с теплоизоляцией из прессованного камыша, Дом культуры завода «Серп и Молот», простоявший без крыши две зимы…

Фабрика грез

Торжественное открытие первого звукового кинотеатра в Советском Союзе состоялось в 14-ю годовщину Октябрьской революции, в присутствии наркома просвещения Луначарского.

Первое время «Ударник» был одним из считаных кинотеатров в Москве, где можно было насладиться новинкой — только что изобретенным звуковым кино. Когда здесь начали крутить «Путевку в жизнь», зрители штурмовали двери кинотеатра еще несколько недель после премьеры. Обитатели Дома на набережной осознали, что до конца жизни им придется пробираться до подъездов через бесконечные очереди, защищаясь от желающих купить «лишний билетик».

Долго «Ударник» оставался не только самым главным, но и самым большим кинотеатром. Вместе с балконом и ложами он мог вместить полторы тысячи человек. Аншлаг был таким, что в день проходило 8—9 сеансов. Первые сеансы приходилось ставить на 7 утра — и все равно от желающих не было отбоя. Билеты были самыми дорогими в столице.

Здесь проходили премьеры «Веселых ребят», «Чапаева», «Джульбарса», «Волги-Волги», «Ивана Грозного», «Кубанских казаков», «Карнавальной ночи», «Белого солнца пустыни»… всех не перечислить. И удостоиться премьеры здесь было привилегией. С 1950-х годов кинотеатров в стране стало больше. В «Ударнике» теперь проходили не все премьеры, а самые лучшие. И крутили западные фильмы.

Попасть на премьеру было трудно — очередь к кассам занимали в ночи. Когда же здесь шли западные фильмы, битвы за билетики становились еще ожесточенней. У подъезда толпились спекулянты. Жильцы Дома, номенклатура, конечно, попадала по «спецдопуску», специальным книжечкам-абонементам.

Московский кинофестиваль

Вскоре после открытия, в 1935 году, в стенах «Ударника» прошел первый международный кинофестиваль — «Советский кинофестиваль в Москве» (с 21 февраля по 1 марта). Фильмом открытия был «Чапаев». Привезли ленты из 19 стран. Победителями стали ленты «Ленфильма», французская комедия, высмеивающая казино в Монако, и Уолт Дисней.

Конкурсная программа 1935 года

  • Председатель жюри: Сергей Эйзенштейн.
  • Члены жюри: Всеволод Пудовкин, Андре Лебри, Александр Довженко.
  • 1-я премия: киностудия «Ленфильм» за программу фильмов «Чапаев» (реж. бр. Васильевы), «Юность Максима» (реж. г. Козинцев, Л. Трауберг), «Крестьяне» (реж. Ф. Эмлер).
  • 2-я премия: «последний миллиардер» (реж. рене Клер).
  • 3-я премия: Уолт Дисней «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства», в особенности за «Три поросенка».
  • Диплом: «Петер» (Австрия), в гл. роли Франческа Гааль.
  • Лучший актер: Чарльз Лаутон («Частная жизнь Генриха VIII»).
  • Почетные грамоты: «Летчики» (реж. Ю. Райзман), «Новый Гулливер» (реж. С. Мокиль).
  • Всего привезли 65 фильмов из 19 стран. Комиссия отобрала для участия 26 фильмов, в том числе «Хлеб наш насущный» (реж. К. Видор), «Клеопатра» (реж. С.Б. де Милль), «Маленькие женщины» (реж. Дж. Кьюкор).

Увы, традиция не закрепилась: начиналось смутное время. Гражданская война в Испании, Большой террор, советско-финская война… Стало не до дружбы между народами. А потом грянула Вторая мировая. Только в 1959 году по инициативе Фурцевой фестиваль был возобновлен в виде известного нам сегодня ММКФ.

Фестиваль 1935 года в истории ММКФ считается как бы «нулевым». Благодаря этому (если пренебречь перерывом) Московский кинофестиваль оказывается вторым в мире после Венецианского, основанного в 1932 году.

В 1958 году «Ударник» стал местом проведения первого Всесоюзного кинофестиваля. На следующий год решили возобновить Московский кинофестиваль. И его главной площадкой стал, разумеется, верный «Ударник».

На I ММКФ победила «Судьба человека» Бондарчука, а вот на внеконкурсных показах крутили сенсационные для советской публики «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. Великому итальянцу в Москве так понравилось, что на III фестиваль (1963) он привез «Восемь с половиной»: ему хотелось, чтобы международная премьера состоялась именно в СССР. О том, чтобы достать билеты, никто и не мечтал: толпы собирались на Болотной просто для того, чтобы увидеть иностранных артистов.

«Ударник» не потерял значения и после того, как была построена «Россия» («Пушкинский») и другие современные кинотеатры. Утрата пальмы первенства оказалась не во вред: идеологически выдержанные конкурсные программы шли на новых «главных» экранах страны, «Ударнику» же доставались ретроспективы, внеконкурсные фильмы. А ведь в нее обычно включали западные ленты, премьера которых уже состоялась в Венеции или в Каннах. И на них приезжали настоящие звезды. Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Жан Марэ, Жерар Филип…

Годы безвременья

После распада СССР стало не до кино. На время захирел Московский кинофестиваль. Пиратские видеосалоны, казалось, победили настоящие кинотеатры. «Ударник» оказался никому не нужен. В фойе два года проходили вещевые ярмарки. Немного продохнуть удалось в 1994 году, когда кинотеатр арендовала компания «ЛогоВаз». Хотя наверху, в кинозале, продолжались кинопоказы, фойе заняла выставка-продажа элитных автомобилей, один из первых в Москве автосалонов.

В начале 2000-х «Ударник» арендовала сеть «Каро-фильм». И опять фойе на 1-м этаже оказалось ценнее самого кинозала. Огромное пространство с несколькими выходами на главные московские улицы — настоящее золото. «Каро» сделало из него зал игровых автоматов. А в цокольном этаже разместилось казино и тотализатор. Всего 13 карточных и 17 рулеточных столов. Управляющая компания — та же, что у «Шангри-Ла»: международный холдинг Storm International. Гигантское сквозное пространство оказалось перегороженным. Для vip-гостей сделали отдельный вход. На третьем этаже открылся ресторан «Рис и рыба», к которому подвели новодельный лифт.

В самом кинозале «Каро» произвело ремонт, поставило импортное оборудование, включая новаторский тогда Dolby Digital. Потолок «Ударника» обтянули синим звукопоглощающим покрытием. Мрамор спрятали под линолеум и ковролин.

В апреле 2001 года во время дневного сеанса «Доказательства жизни» с Расселом Кроу случился пожар. Загорелся чердак — там как раз производились ремонтные работы. Серьезно пострадали секции уникального оцинкованного купола. Теперь верхней стеклянной крыши над куполом больше нет — стекло потрескалось, и его разобрали.

Потом владельцев «Ударника» постиг удар. С 1 июля 2009 года в России запрещены казино и игровые залы. Super Slots мигом опустело. Содержать все здание с одним-единственным кинозалом, причем далеким от метро, когда по всей Москве возникали мультиплексы, оказалось нерентабельным. В 2010 году «Каро» решило остановить работу кинотеатра.

На Большой Каменный мост, один из главных в столице, выходили темные окна, заклеенные черным стеклянные двери. А у владельцев шла напряженная работа мысли. Наконец, они решили устроить здесь новый концертный зал под названием «Мега Холл». Нашлись и соинвесторы — «МегаФон», ресторанный холдинг Ginza и бизнесмен Антон Винер (родственник Алишера Усманова). Ресторанам пообещали десятую часть площадей.

«Архнадзор» начал паниковать: слишком пугающе звучала фраза «выстроить новый зал вместо «Ударника»». А пресс-релизы пестрели жизнеутверждающими планами «добавить самые различные рекламные щиты, чтобы привлечь зрителей оригинальными дизайнерскими идеями и креативностью, поставить светящиеся неоновые табло». Осталось найти инвестиции — около 30 миллионов долларов А также уломать городские инстанции. Запланируй они это при Лужкове — кто знает, чем бы все кончилось. Новый же мэр однозначно продемонстрировал иное отношение к культурному наследию. Да еще приказал снять многотонную звезду «Мерседеса» с того же Дома на набережной, появившуюся чуть ли не во времена «ЛогоВаза».

Реанимация

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы, в начале 2012 года как-то бросил в сердцах на пресс-конференции: «На балансе у Москвы столько культурного наследия! Столько на их содержание тратим! Просто мечтаю, чтобы кто-нибудь забрал у нас хоть тот же «Ударник» с его уникальной крышей. Вы представляете, какие это расходы?»

И мироздание его услышало. Мэрия нашла, к кому обратиться с предложением. Шалва Бреус — один из самых авторитетных людей в области современного искусства в России, издатель журнала «Артхроника» и учредитель Премии Кандинского, решил «Ударник» спасти. А заодно устроить в нем культурный центр и музей современного искусства.

25 октября 2012 года на открытии выставки номинантов Премии Кандинского состоялась презентация нового «Ударника».

Ощущения от пространства оказались странными. Экспозиционер выставки заведующий Отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков и архитекторы Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев явно имели очень мало времени. Но главное — чересчур бурное у «Ударника» оказалось прошлое. Тут макияж не поможет, нужна серьезная косметическая операция. Поэтому три разных жизни «Ударника» пока решили обыграть.

Первый слой, который бросается в глаза сразу: произведения современного искусства — деревянная конструкция Николая Полисского (основателя фестиваля «Архстояние»), кованые иконы E’IK’ΩN Дмитрия Гутова, белоснежные статуи-кошмарики Гриши Брускина. Сиденья в кинозале уже сняты для устройства экспозиции. Все затянуто темными тканями. Второй слой — это остатки от казино. Оно было оформлено в «богаческом» нуворишном стиле аляповатого ар-деко.

Что будут показывать в новом «Ударнике»?

Здесь будут проходить выставки — коллекция фонда «Артхроника» (это соц-арт и концептуализм), а также собрания частных коллекционеров, которые пожелают принять участие в постоянной или временной экспозиции. основной выставочной площадкой будет фойе. Впрочем, в кинозале, который стал залом-трансформером, теперь съемные сиденья, и на время особо крупных выставок он также превращается в место экспонирования. Киноленты будут крутить редкие — артхаус, видеоарт. То, что в других залах Москвы не увидишь. Как было раньше. Еще планируют воскресить изначальную культурно-просветительскую миссию «Ударника»: читать лекции, проводить мастер-классы.

Пластиковая подделка под золото и натуральное дерево наполовину ободрана, еще не убраны ковры, бронированное окошко кассирши. Архитекторы сохранили одну китчевую колонну в центральном фойе с пошлыми пейзажами. А из-под слоя казино выглядывает настоящее, выглядывает подлинный Иофан. Строгие стильные пропорции, золотое сечение конструктивизма, светлые потолки… Три слоя, три эпохи накладываются, и эффект от этого путешествия во времени оказывается, пожалуй, даже посильней, чем от отдельной Премии Кандинского.

Новые арендаторы очень ценят, что в руки им попал памятник авангарда такого значения. Здание, наверно, и будет самым большим экспонатом нового музея. Для начала потребуется масштабная реставрация. Основной замысел — вернуть первоначальный кинотеатр Иофана, «обнажить» его — очистить от поздних наслоений. Это будет первая музейная реставрация памятника русского авангарда.

На пресс-конференции Бреус рассказал о планах фонда «Арт-хроника» относительно здания. Сейчас заключен долгосрочный договор аренды, который планируется увеличить на срок 49 лет. До зимы 2012 года продлится текущая выставка. В 2013 году реконструкция еще не начнется — фонд будет выбирать архитектурную компанию и готовить проект реставрации. В это время в здании планируют устроить еще несколько выставок. Потом будет устроен тендер для выбора строительной фирмы. И в 2013 году «Ударник» на время закроется — чтобы через некоторое время вернуться омоложенным.

А починят ли знаменитый раздвижной купол? «Сначала мы замерим уровень шума снаружи, — ответил Бреус. — Трафик сегодня совсем не такой, как в 1931 году. Мы ведь не хотим сразу оглохнуть».

Свой №54 (11 / 2012)

http://svoymagazine.ru/archive/archive_all/404/408/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: