Личная библиотека и записная книжка

журнал «КиноПарк», рубрика «Выставки», декабрь 2012

Posted in Об искусстве by benescript on 08.02.2013

Запретная женственность

5 декабря — 20 января 2013 года. «Айдан Салахова. Fascinans and Tremendum»  Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский б-р, 10. Тел. (495) 694 6600

В прошлом году Салахова, одна из самых важных современных художниц, возила часть этих работ на Венецианскую биеннале. Произведения были выставлены в павильоне родного ей Азербайджана. Вышел скандал: президенту Ильхаму Алиеву сильно не понравились экспонаты, раскрывающие сексуальность в религиозном контексте, вольная трактовка Черного камня Каабы в Мекке и изображения женщин в парандже. Скульптуры прикрыли белой тканью – мол, их повредили при транспортировке, а потом вообще из павильона ликвидировали.

На московской выставке покажут как раз эту бесцензурщину, а также объекты и картины, созданные художницей за последние три года и доселе нигде не выставлявшиеся.  Основной упор – на поэтические визуальные символы и образы женщин. А изобразительный язык для этого будет использоваться самый разнообразный – от исламских миниатюр до византийской иконописи. Разброс в материалах тоже серьезный – от каррарского мрамора для статуй до цифровых экранов для видеоинсталляций. Название выставки – от теологической фразы по-латыни mysterium tremendum et fascinans – «тайна ужасная и чарующая».

Книга как искусство

14 ноября 2012 — 20 января 2013, «Издатель Воллар и его художники». ЦВЗ «Манеж»,  Манежная площадь, 1, (495) 645-9277

 

Воллар – человек, который кормил половину импрессионистов и пост-импрессионистов Парижа. Этот галерист обеспечивал заказами и Ренуара, и Шагала, собрал потрясающее собрание живописи, увы – расхищенное, и обладал жизнерадостным нравом и колоритной внешностью, о чем мы знаем благодаря его портретам кисти Сезанна и Пикассо. А еще он спонсировал побег Гогена на Таити, написал несколько биографий друзей-художников и погиб в 73 года в автоаварии. А то успел бы еще больше.

В Манеже показывают очередную грань его таланта организатора: «книги художника» (livre d’artiste). Это особый книгоиздательский жанр – редкие малотиражные томики, выполненные подлинными мастерами. 23 книги Воллара-издателя – это работы Пикассо, Дега, Брака, Майоля, Родена и прочих мэтров. Кстати, выставки «книг художника» в Манеже отныне будут проходить часто: Марина Лошак, новый арт-директор, недавно назначенный Капковым, основательно перетряхнула эту выставочную площадку, и кроме постоянного Музея книги художника создала там еще Музей дизайна, экранной культуры и другие увлекательные штуки.

Черепа, тыквы и розы

2 ноября — 24 февраля 2013. «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, тел. 8 (499) 230-7788

История жанра натюрморта в России, от Петра Великого до наших дней. Причем рассказ ведется не последовательно, от картин барокко до нонконформистских ребусов, а, как и обещает название выставки, в форме диалога. Например, полотно XVIII века с изображением черепа (этот поджанр называется vanitas – «суета сует», и призывает помнить о смерти) повесили рядом с «Черепом Буратино» Игоря Макаревича.

Есть тут и классики XIX века – Хруцкий, Сверчков, с роскошными цветами и плодами. И книжки-обманки из Кунсткамеры. И дворцовые панно елизаветинского времени для украшения дверей – «десюдепорты». Они соседствуют с «Натюрмортом, который может показаться портретом»  Павла Пепперштейна, «Объедками» Максима Кантора и «Розами» Владимира Дубосарского. Выставка получилась весьма концептуальная. Новый, европейски-развлекательный подход государственных музеев к истории искусства заставляет бродить по залам да ахать.

От Рюрика до Ярополка

1 ноября 2012 – 28 февраля 2013. «Меч и златник». Государственный Исторический музей. Красная пл., 1. Тел. (495) 692-40-19

Золотые височные кольца и серебряные колты с зернью, фибулы в зверином стиле, покрытые ржавчиной шлемы из курганов, первые на Руси нательные кресты, хрупкие рукописи с миниатюрами. Кусок родной истории, который мы практически не визуализируем. Ведь от прихода варягов на Русь, Крещения, первых святых князей-мучеников, домонгольских княжеств осталось так мало. А исторические фильмы и картины маслом создают про более поздние времена. Благодаря этой выставке, на которую несколько музеев СНГ привезли самое редкостнее и ценное, эти далекие времена начинают в воображении как-то вырисовываться.

Картина получается неожиданная. Вот платье 10 века из китайского шелка, найденное в погребении под Смоленском. Как оно туда попало? А вот клад исламских монет, обнаруженный под Новгородом. А еще тут лежат мощевики вперемешку с пугающими языческими амулетами, златниками (первыми русскими монетами) и деревянными уключинами, каким-то чудом сохранившимися  с 11 века. Интересно наблюдать, как по выставке ходят любители исторических реконструкций – что-то зарисовывают в блокнотик и явно прикидывают, как они будут смотреться в лесах с аналогичной сережкой со страшной звериной мордой.

Немецкое значит отличное

02 ноября – 16 декабря. «Реальность живописи: картина в искусстве Германии. 1950—2010». ГЦСИ, ул. Зоологическая д. 13, стр. 2, +7 (499) 254-84-92

 

Лучшее из немецкого искусства за последние полвека с лишним. Очередное мероприятие в рамках текущего Года Германии. Государственный центр современного искусства подготовил этот проект совместно с Художественным музеем Бонна. Это один из богатейших немецких музеев, основанный в 1947 году, с обширной коллекцией экспрессионизма и послевоенного искусства.

Имена выставленных в Москве авторов звездные – Георг Базилиц, Зигмар Польке,  Гюнтер Юккер, Герхард Рихтер, Андреас Гурски. Впрочем, русская публика их знает плохо, что выставка и призвана исправить. Люди же, с трудом разбирающиеся в современном искусстве с его перформансами, инсталляциями и видео-артом, тут немного отдохнут душой. Выставка посвящена именно живописи – картинам, не самому популярному сегодня жанру. Есть и абстракция, и фигуративные изображения. Как дополнение, в экспозицию включены и фотографические панно, и реди-мейды. Немцам утверждение о том, что живопись в XX-XXI веках все-таки не умерла, удается доказать с успехом.

Балет от киноактера

8 декабря — 19 января. «Большой. Венсан Перес». Галерея RuArts. 1-й Зачатьевский переулок, д. 10, T: +7 (495) 637 4475 

 

Французский актер Венсан Перес фотографом стал еще раньше, чем артистом. В юности он два года изучал это ремесло профессионально, потом все бросил и ушел в кинематограф. Повезло кинематографу. В последние годы он постепенно возвращается к этому виду творчества, причем ему особенно нравятся русские темы. В прошлом году он привозил к нам в страну выставку «От Владивостока до Парижа», а в этом – «Большой». Даже, наверно, Bolchoï – именно так по-французски пишется название великого театра. Это часть его большого международного проекта со звездами мирового балета.

Перес начал с парижской Гран-Опера, а теперь добрался и до московской труппы. Позировали для него Николай Цискаридзе, Екатерина Шипулина, Мария Александрова и другие.

Кстати, визит на выставку – и хороший повод приобщиться к москвоведению. Галерея RuArts располагается в старинных палатах XVI века на Остоженке, принадлежавших Муравьевым. В советское время тут были мастерские нонконформистов, а сейчас старинное здание приспособлено современными архитекторами под новые функции. Ансамбль интересный.

Коммунистические ню

11 декабря 2012 — 03 февраля 2013.  «Венера советская». МВЦ «Рабочий и колхозница», Проспект. Мира, 123 Б, тел. 683 5640

Московская версия выставки, с успехом прошедшей в Петербурге аж в 2007 году. Тогда академические залы Русского музея были наполнены роскошными телесами поздних кустодиевских баб, спортсменок Дейнеки и стахановок Самохвалова. Обнаженной натуры было много, ведь возвеличивание античности с ее культом тела – типичная черта тоталитаризма.

Новая выставка пройдет в здании, идеологически более подходящем, чем старинный дворец. Несколько лет назад легендарную статую «Рабочий и колхозница» отреставрировали, причем поставив ее на новодельный гигантский постамент. Вроде бы ровно такой же, какой Мухина и Иофан, создатели скульптуры, изначально в 1937 году и планировали. Цоколь этот настолько громаден, что там поместилось несколько этажей выставочных залов. Хоть музей этот открылся в 2010 году, но москвичи о нем практически не знают. Чтобы исправить эту ситуацию,  с этого года «Рабочего и колхозницу» превратят в музей золотого века социскусства – помимо «Венеры советской» здесь покажут экспозиции Варвары Степановой, Любови Поповой, а также в отдельном зале будут крутить ленты «Мосфильма», эмблемой которого стала статуя.

Актеры в гостях Air France

16 ноября 2012 — 27 января 2013. «Звезды между небом и землей». Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий мост 21/5. Тел. (495) 621 55 22

Милая ретровыставка от главной авиакомпании Франции. Черно-белые снимки, рассказывающие о звездных пассажирах самолетов, более ста снимков сладкой эпохи 1930-1970-х годов. По трапу поднимаются и спускаются Бриджит Бардо, Ив Сен-Лоран, Фрэнк Синатра, Марлен Дитрих, Шарль Азнавур, Серж Генсбур и Джейн Биркин и многие другие.

На самом деле это архив долговременного рекламного проекта, придуманного AirFrance  в середине ХХ века. Чтобы донести до обычной  публики, что самолеты – это удобный и нестрашный транспорт, компания решила использовать мировую известность своих знаменитых пассажиров. Так возникла «Галерея Звезд». С 1955 года до 1971 года фотографы встречали с фотовспышкой каждую знаменитость, прибывавшую в Орли. Им разрешали то, что сейчас как-то немыслимо: подниматься на диспетчерскую вышку, особо останавливать самолет в конце взлетно-посадочной полосы для удачного кадра… Дополнение выставки: повседневные бытовые кадры из истории пассажирской авиации, рекламные постеры, а также короткометражные фильмы.

Ноябрь

Сокровища королевы-девственницы

24 октября 2012 г. – 27 января 2013 г.  «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла II». Одностолпная палата, Успенская звонница. Кремль. Тел.: (495) 695-37-76

Драгоценности, наряды, оружие и документы из лучших музеев Великобритании. Тема — вполне кинематографическая. Благодаря  фильмам про Елизавету I с Кейт Бланшетт и сериалу «Тюдоры» покойные владельцы этих вещей для нас как родные. Вот миниатюрные портреты рыжеволосой королевы. Вот дамские жакеты и кошелечки, какие носили фрейлины в ту эпоху.  Вот боевой доспех ее сластолюбивого родителя, причем судя по чрезмерной ширине талии — уже на склоне лет.

Отдельная гордость устроителей выставки — несколько ренессансных украшений, чудом сохранившихся среди разрухи гражданской войны, которая начнется парой поколений позже. Таких исторических драгоценностей со статусом «национального сокровища» в Англии сохранилось всего пять штук. Из них две привезут в Москву, в том числе «Сокровище Френсиса Дрейка» — золотую подвеску с портретом государыни, которую носил знаменитый корсар и путешественник. Кроме тюдоровской эпохи выставка захватывает еще несколько десятилетий первых Стюартов, до революции и казни Карла I. Но про эту династию столь же замечательных фильмов еще не сняли, так что это не так увлекает.

Ударник меняет отрасль

С 26 октября до 16 декабря. Выставка номинантов премии Кандинского 2012. «Ударник». Ул. Серафимовича, 2

Главная, пожалуй, на сегодняшний день премия в области современного искусства в России  показывает выставку своих номинантов. Обычно она это делает в ЦДХ, но вот настало время зарождения новых традиций. Поскольку премия учреждена по инициативе Шалвы Бреуса, издателя журнала «Артхроника» и президента одноименного фонда, то переезд с этого года в новое здание,  приобретенное фондом, вполне логичен.  Здание, между прочим, совсем не простое — это бывший кинотеатр «Ударник» в пресловутом Доме на Набережной. Кинотеатр с уникальной складывающейся крышей пару лет закрылся за нерентабельностью, арендаторов все не находилось, пока фонд не решил превратить его в музей и культурный центр. Последователи Кулика и Андрея Бартенева в сочетании с ультрасоветскими интерьерами (их решено не только сохранить, но и восстановить) будут выглядеть увлекательно. Среди участников этого года — Гриша Брускин, Дмитрий Гутов, группа AES+F, Николая Полисский и проч. А вот видео «Богородица, Путина прогони», в список соискателей не попал — говорят, жюри это не посчитало его искусством.

Веселые восьмидесятые

с 27 октября по 9 декабря 2012. «Новые идут!». Московский музей современного искусства, Ермолаевский пер., 17, +7 (495) 231-3660

 

Ретроспектива  питерской арт-группы «Новые художники» 1982 – 1991 годов. Для позднесоветского Ленинграда это были персоны легендарные. Основал группу Тимур Новиков, тот самый, который в своей коммунальной квартире создаст художественную галерею «АССА», будет художником-оформителем концертов и пластинок «Кино», а творить станет совместно с Сергеем Бугаевым-Африкой.  «Новые художники» насчитывали человек семьдесят. Этих людей из андеграунда объединяла тяга к хулиганству, причем веселому, превращении жизни в искусство и цитирования русского авангарда. А рисовали все каждый свое – Кирсанов и Виктор Цой (да, был такой в их объединении живописец) – квадратноголовых человечков, Олег Котельников – мультфильмы, а Вадим Овчинников вообще объекты делал. Сейчас, по прошествии десятилетий, видно, что все это было вполне в русле развития европейского современного искусства – неоэкспрессионизма, трансавангарда, ньювэйва. Только слов тогда таких еще не было. А в 1991 году Новиков понял, что кругом появилось множество подражателей – причем коммерческих – и волевым движением все это дело прикрыл.

Пугающие глубины подсознания
С 25 октября до 16 декабря. «Марк Куинн. Большое колесо продолжает вращаться».
Мультимедиа арт музей. +7 (495) 637-11-00

 

Маститый автор из группы «Young British Artists», соратник Дэмиана Херста и один из самых дорогостоящих скульпторов мира. Куинн традиционно шокирует зрителей автопортретами из собственной замороженной крови, инсталляциями из скелетов, статуями инвалидов и транссексуалов, и прочими неаппетитными вещами. Как-то он сделал статую Кейт Мосс из золота в позе йоги — которую по новым законам детям до шестнадцати и показывать-то не стоит. На Остоженке будет ее копия, правда, бронзовая. На московскую выставку он привез также новые экспонаты, например, серию The Eye of History. На картинах в виде человеческого зрачка здесь изображены какие-то странные мерцающие бездны.  Здесь же и гигантские морские раковины из бронзы. Как и огромные фарфоровые орхидеи — еще одна излюбленная тема художника, они отсылают к теме «происхождения мира» в прямом, гинекологическом значении этого образа.  На западе Куинн регулярно вызвает скандалы — например, статуей безрукой художницы-инвалида на Траффальгарской площади, рядом с Нельсоном. Посмотрим, как встретят его в России.

Эта коммунальная страна

С 25 октября до 2 декабря. «Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации». Галерея  Red October. Берсеневский пер., 2/1, 2 этаж  +7 (496) 644 0143

Выставка корифеев совриска в галерее, буквально на днях открывшейся на «Красном Октябре». Хороший повод заглянуть на Берсеневскую набережную и оценить новое и просторное место в бывших фабричных стенах. Вообще проект Кабаковых имеет заслуженную историю, это почти классика — впервые  «Памятник исчезнувшей цивилизации» показали в 1999 году в Палермо. В 2008 году это произведение уже привозили в «Гараж», причем в бывшее автобусное депо оно с трудом влезло. Не даром полностью эта «тотальная инсталляция» состоит из 37 отдельных инсталляций. Публика была заворожена: с помощью множества мелких деталей Кабаков слепил  портрет утраченного Советского Союза. Субъективный, конечно. Этот образ ушедшей в прошлое цивилизации  создается предметами, коллажами и текстами автора, художественно разложенными и развешенными Основная идея, как говорит Кабаков — депрессия. Эффекта достичь не очень сложно — избранный образ коммунальной квартиры 1975 года именно такое настроение и создает.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: