Личная библиотека и записная книжка

Материалы о мантилье

Posted in библиотека by benescript on 26.02.2013

Мантилья

 

Мантилья – шелковый или кружевной шарф, надевается поверх высокого гребня и падает на спину и плечи. Носится женщинами Испании и Латинской Америки.

 

История и употребление мантильи

Historia y uso de la mantilla. Protocolo y etiqueta

 

Хотя ее происхождение не изучено хорошо до конца, считается, что первые покрывала и накидки, использовавшиеся женщинами для украшения и в качестве предмета верхней одежды, являются началом первых известных мантилий. Их применяли, главным образом, как орнаментальную деталь в женском гардеробе.

Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных и религиозных факторов, не исключая и климатические. Последние становятся при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. В северных областях используются частое плетение, цель которого ясна – служить укрытием. В южных областях употребляются материалы с целью исключительно декоративной – как, например, шелк. В обоих случаях они могут быть тонко орнаментированными – праздничные (lasde «fiesta«), которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования (lasde «diario«).

Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа. Она не носилась высшими социальными классами или аристократией. Ее использовали, по большей части, в качестве закрывающей накидки, а не как украшающий элемент, также не применяя гребень.

В начале XVII в. в женском гардеробе начинается превращение мантильи в деталь скорее декоративную: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала  XVIII в. чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представители более высоких классов.

Королева Изабелла II (1833-1868), большая любительница головных уборов и диадем, начала популяризовать мантилью, обычай, который быстро восприняли приближенные к ней женщины. Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают надевать этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию  мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней (хотя ее употребление весьма ограничено и мало распространено).

Ее употребление является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге полуострова.   Как мы можем видеть, употребление мантильи сохраняется тогда, когда имеет смысл ее функции украшения, а не покрывала. Хотя и сегодня этот обычай жив, легче увидеть мантилью в указанных зонах нашей страны, а не на севере.

Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам. Документировано событие, известное как «заговор мантилий» («la conspiración de las mantillas«) – форма протеста испанских женщин против новых иностранных традиций, которые пытались ввести испанский король Амадей I Савойский (1845-1890) и его супруга Мария Виктория.

Амадей Iспустя некоторое время отрекся от испанского престола (приблизительно через три года), наверно, из-за «неуправляемости» испанцев.

В конце XIX – нач. ХХ вв. мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования  и начался ее упадок. Только сохранилась маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь, известная как «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня.

В настоящее время мантилью можно увидеть исключительно лишь на корриде, на Святой Неделе (la Semana Santa) и на свадьбах. На других событиях или церемониях увидеть ее трудно. И, говоря о церемониях, пришло время поговорить о том, как «носить» мантилью.

 

Ношение мантильи

В каждом из событий (свадьба, коррида, проч.) мантилья должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полет» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах).

Стилисты говорят, что уловка для создания хорошего крепления и достаточной свободы – наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Какую материю выбрать? Имеются различные варианты, в зависимости от предназначения и персонального вкуса:

Блонда (Blonda) – этот тип шелкового кружева характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например — волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» puntas de castañuelas«) за свое сходство с ними.

Шантильи (Chantilly) – как видно из названия, при изготовлении используется легкий и элегантный материал, происходящий их этого французского города.  Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами.

Тюль (Tul) – это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка, и можем сказать, что этот материал – самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.

Таковы известные мантильи из кружева.

 

Касательно гребня мы должны восхвалить сообразность его высоты и то, как он прекрасно сочетается с мантильей. Лучшие изготавливаются из черепахи, хотя могут использоваться и другие материалы. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить его тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, можно носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

И несколько советов чтобы выделяться на свадьбе. Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Осталось рассказать еще о двух вещах:  надевайте ее на религиозный обряд (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), и на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

И, напоследок, о расцветке. Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а черная мантилья оставляется замужним дамам, (хотя эта традиция, как и многие другие, может не приниматься в расчет).

 

Мантилья

History and uses

 

Мантилья – это элемент национального испанского костюма, особенным значением обладающий в Андалузии. Этот вариант вуали использовался на религиозных празднованиях, а в настоящее время он надевается андалузскими женщинами по большим праздникам. В Андалузии мантилья является значимым элементом костюма, надеваемого в Святую Неделю, а также на большие корриды.

 

Корни мантильи находим в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Позже, в течение Средних Веков женщины продолжали использовать многие различные головные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.

В течение XVI в. использование накидки, называемой тогда mantilladealetas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один предмет в испанский национальный костюм. Тем не менее, каждый регион придает ей свой специфический облик, зависящий от социальных и физических факторов. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более теплых регионах мантильи делались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.

В XVII в. начали использовать кружевные мантильи (что мы можем видеть на некоторых портретах Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII в.  Это был век, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.

XIX в. век был тем столетием, когда мантилья приобрела большое значение как рафинированный головной убор испанок. Королева Изабелла II, которая очень любила кружева, активно способствовала использованию мантильи. Она и ее дамы надевали мантильи на многие публичные и частные церемонии.

С 1868 г. мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий была так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля Амадея I Савойского и его супруги Марии Виктории.  Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» (Заговор мантилий).

В ХХ в. в Андалузии и особенно в Севилье мантилья прекратила быть ежедневным предметом одежды, использовавшимся для вечерних прогулок. В первой трети века женщины сохранили лишь маленькие мантильи, надевавшиеся ими во время хождения на мессу. Таким путем ношение мантилий сократилось лишь по особенным поводам, особенно в течении Святой Недели.

В Святую Неделю есть традиция, по которой женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей.  Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время восстановлена.

Знаменитая Feria de Abril в Севилье также представляет собой возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Этот обычай оставался до первой трети века. В настоящее время на Феерию никто не идет, надев мантилью, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.

Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Это не так принято, как это было некоторое время назад, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.

Различные виды мантилий

Благодаря своей красоте кружево было мгновенно воспринято в женской и мужской моде XVI в. Позже женщины стали единственным потребителем, использующим его для нижнего белья, домашнего белья, одежды и аксессуаров.  Мантилья была одним из самых важных кружевных предметов. Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно Блонда и Шантильи.

Кружево Блонда – изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому «puntas de castañuela«. Это кружево выглядит очень элегантным благодаря своей контрастности и легкости.

Кружево Шантильи – получило свое имя от маленького французского города, откуда оно ведет свое происхождение. Оно украшается растительными мотивами – цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для черных мантилий.

Третьей разновидностью материала является тюль, имитирующий декоративные мотивы Шантильи и Блонды.

 

История гребняlapeineta”.

Гребень – это  главное дополнение к мантилье, употребление которой с предметом для приподнимания стало привычным в XIX в., как способствующее более красивому виду. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и сам по себе, как часть национального женского костюма.

История и употребление гребня

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно – в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных.  Форма их – закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что черепаха стала заменяться синтетическими материалами с целью предотвращения тотального истребления этого вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются так высоко.

 

Испанскаямантилья

Испанская мантилья – это элемент женского костюма.

В книге “Еl tejido artístico en Castilla y León desde el s. XVI al XX” нам показывается, что мы можем рассматривать иберийскую культуру как источник испанской мантильи.

В середине XVI в. каталанские кружевницы были специалистами в изготовлении токов и накидок для королев (другой исток мантильи).

Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало устанавливаться в XVII в., обретя большую устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV. Некоторые авторы утверждают, что махи были теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города. В портретах, изображающих женщин любых сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи.

В XIX в. когда развитие мантильи привело к тому, что ее всю начали изготавливать из кружева, появилась белая мантилья, по контрасту с предписывающейся традиционно черной. Короткая мантилья использовалась при походе в церковь, а большая осталась для дней Святой недели. Белый и цвет слоновой кости — подходящие для похода на корриду.

Начиная со второй половины ХХ в. практически исчезла, хотя ее все еще можно увидеть на Святой неделе, свадьбах, похоронах и других церемониях.

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий:

Мантилья машинного изготовления (La mantilla mecánica) – вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью ее распознает.

Техника блонды (La técnica de la blonda) – используются два типа шелка: некрученая нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и крученая, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков.  Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек.

Техника вышитой блонды или кружево-гранадин (La técnica blonda  bordana o encaje granadino)  – это кружево вышитое. Оно создается на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующий текстуру блонды ручной работы.

 

 

 

GLOSSARY

lamantilla

мантилья

lapeineta

гребень

peina

уменьшительное название гребня в Севилье

blonda

Вид мантильи — шелковое кружево

chantilly

Вид мантильи — французское кружево

tul

Вид мантильи — тюль

la seda

шелк

el encaje

кружево

el tocado

женский головной убор;

прическа;

токадо – набор кружев, лент и проч. для украшения прически;

туалет (процедура одевания, причесывания и проч.)

la toquilla

маленькая мантилья, надеваемая в церковь;

лента, газ (на шляпе);

головной платок, косынка;

шерстяная шаль

bolillo

кружеворучнойработы;

коклюшки

el carey

черепаха

la granadina

гранадин (ткань)

el velo

тюлевый (газовый) шарф; газ, вуаль, тюль; вуалетка;

монашеское покрывало;

подвенечная фата;

епитрахиль

el manto

мантия, накидка;

плащ; епанча; покров

el manto de humo

траурная вуаль

la prenda

предмет одежды (белья); обувь;

залог, заклад

el abrigo

укрытие, защита;

верхняя одежда, пальто

tejido

тканый;

текстура;

ткань, материя, материал; плетеное изделие, плетение

el paño

сукно, ткань, полотнище;

ковер; парус

el bordado

вышивание; вышивка

bordar

вышивать

el borde

край, кромка, рант, кайма

la punta

(у кружева) зубец, зубчик

el hilo

нить; пряжа; волокно;

льняная ткань

el moño

пучок, узел (прически);

бант

la hebra

нитка, волокно

la aguja

игла;

спица

laso

(о пряже) некрученый

 

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: