Личная библиотека и записная книжка

Королевы оперы в Москве

Posted in svoy by benescript on 27.05.2013
Софья Пономарева

Этой осенью на сцене Театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стартовал грандиозный музыкальный фестиваль. За полтора года нам предстоит услышать двенадцать сольных выступлений величайших примадонн мира. Летом 2014 года фестиваль завершится гала-концертом, где все дивы соберутся вместе. Журнал «Свой» побеседовал с автором и руководителем проекта Queens of Opera Евгением Винтуром.

—  Кто  эти  двенадцать  певиц?

—  В  октябре  фестиваль  открыла великая Джесси Норман, перед Новым годом из Люксембурга приезжала Мария Гулегина, а 7 февраля у нас концерт Хиблы Герзмавы. Еще будут выступать Суми Чо, Натали  Дессей,  Вальтрауд  Майер, Анджела Георгиу, Элина Гаранча и Ольга Бородина. Полного списка участниц  мы  пока  не  раскрываем. Летом 2014 года все эти звезды соберутся вместе на гала-концерт. Уже шутят, что я собрал самый дорогой хор в мире.

—  Почему  певиц  именно двенадцать?

—  Сначала  мы  были  рады  и меньшему  количеству  звезд:  думали, что  если  будет пять-шесть примадонн,  то  этого  уже  достаточно. Но ни одна из тех певиц, кому  мы  предложили  сотрудничество, не отказалась. В итоге вышло двенадцать. Да и название у нас удачное — «Королевы оперы»: всем дивам нравится чувствовать себя королевами.

— А в каком порядке расставлены концерты?

— По сугубо практическим соображениям — исходя из свободного гастрольного графика участниц.  Хотя  открывать  фестиваль мы  хотели  именно  Джесси  Норман, ведь она просто легенда.

—   По какому принципу  вы выбирали участниц?

—  Некоторые  имена  пришли в голову сразу же. Это женщины-легенды  —  Норман,  Гулегина, Нетребко. Они часто мелькают в прессе  и  известны  даже  людям, далеким  от  оперы.  А  вот  когда фестиваль  стал  расти  и  расширяться,  то  мы  поняли,  что  есть ряд  звезд, не  очень известных  в нашей стране, но у которых мировая  слава  и  гонорары  ничуть не меньше, чем у Анны Нетребко. И их надо пригласить обязательно.

— Так вы хотите угодить массовому  слушателю  или  все  же рафинированным знатокам?

—  Пополам.  Хотя  наш  фестиваль,  конечно,  несет  и  просветительскую  функцию.  Диана Дамрау  или  Элина  Гаранча,  например, благодаря нам в России выступят впервые.

—  График  выступлений  расписан  на  два  года  вперед.  Не скучно работать в таких рамках?

—  А  фестиваль  живой.  Мы, конечно,  идем  по  графику,  но фестиваль меняется, растет. Каждый концерт разный — мы придумываем свое оформление сцены, свой  свет, выбираем декоратора, режиссера. Концепция рождается постепенно, ближе к  спектаклю. Вот, например, флорист Татьяна Тридворнова — удивительный художник.  Она  помогла  нам  уйти от  стереотипа  академического концерта. Мы делаем «шоу» в хорошем смысле этого слова, чтобы было  красиво,  как  картинка.  Татьяна к каждому выступлению делает  индивидуальное  цветочное оформление  согласно  пожеланиям каждой артистки. Мы хотим, чтобы концерт не превращался в «концерт».  А  был  спектаклем.  У нас  и  снег,  и  видеопроекция,  и туман  с  дымом.  Мы  строим  декорации, вводим хор, возможно, появятся и тенора. Я очень стараюсь, чтобы было нескучно, чтобы опера стала интересна для всех, в особенности  для молодежи.  Вот, например,  я  сам  несколько  лет назад и представить себе не мог, что полюблю оперу. Но познакомился с лучшими ее образцами — и полюбил.

— Сколько времени вы готовили этот проект?

— Фестиваль создавался долго, тяжело. Полтора  года прошло  до приезда  Джесси  Норман.  Никто не  верил,  никто  не  поддерживал.  Все  говорили,  что  это  бред, что  никогда  эти  легенды  оперы не  соберутся  вместе. И даже  когда  все  документы  были  подписаны,  никто  не  верил.  И  после первого  концерта,  несмотря  на полностью раскупленные билеты и отличные рецензии, все равно некоторые  продолжают  в  нас  не верить и критиковать.

—  Вы  сильно  волновались перед  первым  концертом  фестиваля? Чего боялись?

— Всего. Что Джесси Норман не выйдет на  сцену. Что она  заболеет.  Что  откажется  петь.  Ведь  она вообще  выбрала не  оперную программу,  а  джазовую.  Она  очень непредсказуемая женщина — славится  тем, что может просто развернуться и уйти, просто потому,  что  ей  что-то  не  понравилось. Представила  нам  весьма  жесткий райдер — из-за того, что она серьезный аллергик. Я боялся неприятностей. Еще я очень боялся, что зал не поднимется в аплодисментах.  Теперь  меня  пугает  Анджела Георгиу и ее сумасбродный характер, но я надеюсь, что переживем все без серьезных проблем и прекрасно найдем общий язык.

— Как появилась идея фестиваля?

— Для «Королев оперы» я придумал сначала завершение — вот этот    грандиозный  концерт,  в котором  должны  слиться  вместе лучшие голоса планеты. А потом идея переросла в длинный фестиваль с сольными выступлениями. Уникальность проекта — именно в финальном  завершающем концерте: отдельные-то выступления у этих звезд проходят достаточно часто.  Причем  на  сольный  концерт некоторые певицы — напри-

мер,  Чечилия  Бартоли  —  соглашались,  а  вот  петь  на  открытом воздухе отказывались. Тогда и мы отзывали  свое  предложение  — ведь у нас концепция.

—  А  где  пройдет  гала-концерт?

—    27 июня  2014  года  в  самом сердце столицы. Погода летом будет для голоса хорошая. А если и тучи соберутся — то мы и их разгоним.

—  Первые  концерты  проходят в  театре Станиславского, а потом  вы  переезжаете  в  Большой. Почему?

— По политическим соображениям. Наш фестиваль —  это уровень  именно  Большого  театра. Проект  набрал  такие  обороты, что  он  должен  быть представлен первым  лицам  государства  на первой  сцене  страны. Поскольку они  нас  официально  поддерживают, мы должны  этому  соответствовать.  Переехали  мы  в  Большой  театр максимально  быстро: хотя там график был сверстан на годы вперед, они подвинули свои спектакли и вставили нас.

— Ваша патронесса — Светлана Медведева. Как это вышло?

— Повезло.  Я  сделал  презентацию, объяснил, чем наш фестиваль хорош, и она влюбилась в него также, как влюбляются в него все вокруг. Без ее участия проект не смог бы стать таким, каким я его вижу. Она  придает  ему  не  только  федеральный статус. Но и шарм. Госпожа Медведева отчасти олицетворяет сам проект: она интеллигентна,   образованна,  аристократична…   Я очень благодарен  ей. А финальный  гала-концерт  я  бы  хотел  посвятить памяти Галины Павловны Вишневской…

Свой №57 (03 / 2013) / Королевы оперы в Москве

http://svoymagazine.ru/archive/archive_all/465/467/

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: