Личная библиотека и записная книжка

Список литературы к курсу «Методология истории искусства» (Ванеян С.С.)

Posted in искусствоведение МГУ by benescript on 18.09.2017

Базовые предпосылки и источники методологии истории искусства

1.     Алпатов, М.В. Задачи научного анализа искусства и художественной критики. // М.Алпатов. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.-Л., 1939.

2.     Базен, Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней [1986]. М., 1995.

3.     Богаевский, Б.Л. Задачи искусствознания. // Задачи и методы изучения искусства. Пг., 1924, с. 9-61.

4.         Ванеян, С.С. Искусствознание – наука и поэзия. // Русский исторический вестник. № 3.

5.     Волкова, Е.В. Встреча искусства с эстетикой. М., 2005.

6.     Гращенков, В. Н. История и историки искусства. М., 2005.

7.     История европейского искусствознания. 1-4. М., 1963-1969.

8.     История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1962-

9.     Лазарев, В.Н. О методологии современного искусствознания. // Советское искусствознание’77, вып. 2, М., 1978, с. 311-316.

10.  Мастера искусств об искусстве. Т. 1-7. М., 1965-1972.

11.  Недович, Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств. М., 1927.

12.  Романов, Н.И. Введение в историю искусства. М., 1915 (1972).

13.  Самосознание европейской культуры XX века. Сборник под ред. Р. А. Гальцевой. М., 2008.

14.  Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. М., 1977.

15.  Тучков И.И., Ванеян С.С. Из истории Отделения истории и теории искусства. М., 2009.

16.  Эстетика и теория искусства ХХ века. Отв. ред. Н.Хренов, А.Мигунов. М., 2005.

История науки как история ее методов

17.  Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.

18.  Буслаев, Ф.И. Задачи эстетической критики. // Ф. Буслаев. Мои досуги. Ч. 1, М., 1986, с. 291-407.

19.  Винкельман, И.-И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

20.  Гёте, И.-В. Об искусстве. М., 1975.

21.  Дидро, Д. Об искусстве. Т. 1-2. Л.-М., 1936.

22.  Земпер, Г. Практическая эстетика. М., 1970.

23.  Куглер, Ф. Руководство к истории искусства. Четвертое издание, обработанное В. Любке, ч. 1-2, М., 1869-1870.

24.  Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

25.  Маандер, ван К. Книга о художниках. СПб., 2007.

26.  Тэн, И. Философия искусства. М.-Л., 1933, 1995.

27.  Фромантен, Э. Старые мастера. М., 1966.

Археология искусства (знаточество)

28.  Бернсон, Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.

29.    Виппер, Б.Р. К проблеме атрибуции. // Б.Р. Виппер. Статьи об искусстве. М., 1970.

30.  Гращенков В.Н. Макс Фридлендер – знаток, историк искусства, писатель. // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986.

31.    Лазарев, В. Н. О знаточестве и методике атрибуции. // Искусствознание, 1/98. М., с. 1998.

32.  Левинсон-Лессинг, В. Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века. // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 9. М., 1988.

33.  Либман, М. Я., Островский Г. С. Поддельные шедевры. М., 1966.

34.  Лонги, Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.

35.  Немилова, И. С. Загадки старых картин. М., 1973.

36.  Сидоров, А. А. Записки собирателя. Книга о рисунках старых и новых. Л., 1969.

37.  Фридлендер, М. Об искусстве и знаточестве [1942, 1946]. СПб., 2001.

Анализ формы (морфология искусства)

38.  Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

39.  Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусства. М.-Л., 1930.

40.  Габричевский, А.Г. Морфология искусства. М., 2002.

41.  Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914 (1994).

42.  Дворжак, М. История искусства как история духа. СПб., 2001.

43.  Фор, Э. Дух форм. СПб., 2001.

44.  Фосийон, А. Жизнь форм [1934]. М., 1995.

45.  Чечот, И.Д. Проблема классического искусства и барокко в работах Г. Вёльфлина о художниках XVII и ХIХ вв. // Проблемы искусствознания и художественной критики. Л., 1982.

46.  Шапиро, М. Стиль [1953]. // Советское искусствознание. Вып. 24, М., 1988.

Структурный анализ в искусствознании

47.  Зедльмайр, Х. Утрата середины. Пер. и комм. С.С. Ванеяна. М., 2008.

48.  Бибихин, В.В. Ганс Зедльмайр: искусство видеть; Утрата середины. // В.В. Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998.

49.    Ванеян, С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Х. Зедльмайра. М., 2004.

50.  Граблева, А.Н. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра. // Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. М., 1978.

51.  Тасалов, В.И. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х-70-х гг. // Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. М., 1988.

Иконография

52.  Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. – Ф.И. Буслаев. Сочинения. Т. 1, СПб., 1908.

53.  Ванеян С.С. «Тело символа». Архитектура и иконография. М., 2010.

54.  Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

55.  Гращенков, В.Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие. // Искусствознание, 1/98. М., 1998.

56.  Иконография архитектуры. Под ред. А.Л. Баталова и А.Г. Раппопорта. М., 1990.

57.  Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-1915.

58.  Краутхаймер, Р. Три христианские столицы. СПб., 2000.

59.  Кызласова, И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985.

60.  Покровский, Н.В. Очерки памятников христианского искусства. М., 2000.

61.  Уваров, А.С. Христианская символика. СПб., 2001.

62.    Этингоф, О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

Иконология (герменевтика искусства)

63.  Бялостоцкий, Я. «Польский всадник» Рембрандта. // Классическое искусство Запада. М., 1973, с. 211-226.

64.  Варбург, А. Великое переселение символов. СПб., 2008.

65.  Гомбрих, Э.Х. О задачах и границах иконологии [1972]. // Советское искусствознание, вып. 25, М., 1989.

66.  Гращенков, В.Н. Эрнст Гомбрих – историк и теоретик искусства, исследователь и скептик. // Советское искусствознание, вып. 25. М., 1989.

67.    Либман, М.Я. Иконология. // Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М., 1964.

68.  Панофский, Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса. // Его же. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.

69.  Рубцов, Н.Н. Иконология: история, теория, практика. М., 1990.

70.  Соколов, М.Н. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского). // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. М., 1977.

71.  Хофманн, В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.

Семиотика в искусствознании

72.  Барт, Р. Мифологии. М., 2000.

73.  Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

74.  Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

75.  Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

76.  Успенский, Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

77.  Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. 1994.

78.  Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Психологические подходы к искусству

79.  Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

80.  Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М., 1987.

81.  Винникот, Д. Игра и реальность [1971]. М., 2002.

82.  Выготский, Л. С. Психология искусства. М., 1968.

83.  Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

84.  Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Л., 1990.

85.  Даниэль, С.М. Искусство видеть. Л., 1990.

86.  Кречмер Э. Гениальные люди [1958]. М., 1999.

87.  Нордау, М. Вырождение. М., 1995.

88.  Фрейд, З. Художник и фантазирование. М., 1995.

89.  Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 136-163.

90.  Юнг, К.-Г. и др. Человек и его символы. М., 1998.

Социологические аспекты искусства

91.  Беньямин, В. Озарения [1977]. М., 2000.

92.  Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. Под ред. Л.М. Бредихиной и К. Дипуэлл. М., 2005.

93.  Головин, В.П. Мир художника раннего Возрождения. М., 2002.

94.  Иоффе, И.И. Синтетическая история искусства. Л., 1933.

95.    Федоров-Давыдов, А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

96.  Фриче, В. Социология искусства. М.-Л., 1930.

Религиозные подходы

97.  Безансон, А. Запретный образ. М., 1999.

98.  Булгаков, о. Сергий. Икона и иконопочитание. М., 1996.

99.  Буркхардт, Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1998.

100.                  Вейдле, В.В. Умирание искусства [1937, 1948]. СПб., 1996.

101.                  Евдокимов, Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005.

102.                  Жильсон, Э. Живопись и реальность. М., 2004.

103.                  Иванов, Вяч. Лики и личины России. М., 1995.

104.                  Маритен, Жак. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. М., 2004.

105.                  Петренко, В.И. Богословие иконы. Протестантский взгляд. М., 2000.

106.                  Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе [1916]. Новосибирск, 1991.

107.                  Флоренский, о. П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

108.                  Шёнборн, К. Икона Христа. Богословские основы. М., 1999.

109.                  Шукуров, Ш.М. Образ храма. М., 2002.

110.                  Языкова, И.К. Богословие иконы. М., 1995.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: