Личная библиотека и записная книжка

Первые иллюстрации к «Евгению Онегину»

Posted in библиотека by benescript on 20.10.2017

https://vuzlit.ru/585438/pervye_illyustratsii_evgeniyu_oneginu

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет — с весны 1823 до осени 1831 года.

В ответ на критику только что вышедшей из печати I главы «Евгения Онегина» Пушкин писал А.А. Бестужеву 24 марта 1825 г.: «Твое письмо очень умно, но все-таки ты неправ, все-таки ты смотришь на Онегина не с той точки, все-таки он лучшее произведение мое. <…> 1-я песнь просто быстрое введение, и я им доволен (что очень редко со мною случается)». «Лучшим произведением» поэта «Евгений Онегин» остался как в сознании его современников, так и всех последующих поколений. Этим, вероятно, и объясняется наибольшее количество иллюстраций к роману по сравнению с художественными откликами на другие его творения. Сотни художников-интерпретаторов, десятки оригинально решенных книг, не говоря о тысячах единичных иллюстраций, — таков формальный результат обращения к роману за 180 лет. Обозначим основные вехи в истории его иллюстрирования.

«В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продается с превосходною картинкою — кого мне за нее благодарить?» — спрашивал Пушкин издателя своей первой книги Н.И. Гнедича в письме от 4 декабря 1820 года. Интересовавшая поэта «картинка» — гравюра, выполненная по эскизу А.Н. Оленина, — явилась первой печатной иллюстрацией к его произведениям. При жизни поэта было напечатано девятнадцать иллюстраций. В то время в книгу вплетались подлинные оттиски гравюр, помещавшихся преимущественно не в авторских изданиях, а в альманахах. Иллюстраций в современном понимании — художественной интерпретации литературного произведения — в то время не существовало. Авторы «картинок», осваивая лишь начальный этап ознакомления зрителя с сюжетом, еще не ставили перед собой задачу дать индивидуальную характеристику действующим лицам. Несколько наивно, без всякого понимания характера героев были решены и первые иллюстрации к «Евгению Онегину». Шесть «картинок» к любимому детищу Пушкина были помещены в «Невском альманахе» на 1829 год. Это гравюры С. Галактионова, Е. Гейтмана, А. Збруева, М. Иванова, И. Ческого по рисункам молодого художника А.В. Нотбека. Иллюстрации воспроизводят шесть сцен из романа в стихах. Под каждой из них были приведены отрывки пушкинского текста.

В одном из рисунков «Пушкин и Онегин» Нотбек использовал сюжет, намеченный Пушкиным. В ноябре 1824 года поэт послал брату Льву Сергеевичу из Михайловского в Петербург письмо со своим рисунком: Пушкин и Онегин на берегу Невы спиной к Зимнему дворцу, лицом к Петропавловской крепости, а на реке качается лодочка, символ свободы, и кажется, что разговор между Пушкиным и его приятелем может идти о тюрьме и побеге из нее. «Брат, — пишет поэт, — вот тебе картинка для Онегина — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб все в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно». Пушкин хотел видеть в иллюстрации не только эстетический, но и политический смысл. Но карандаш Нотбека оказался не быстр и не искусен: он не понял, чего хотел от него поэт, и повернул Онегина с Пушкиным спиной к крепости. По поводу этого рисунка поэт написал едкую и презрительную эпиграмму:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,

Опершись <…> о гранит,

Сам Александр Сергеевич Пушкин

С мосьё Онегиным стоит.

Не удостаивая взглядом

Твердыню власти роковой,

Он к крепости стал гордо задом:

Не плюй в колодец, милый мой.

Из сохранившихся эпиграмм Пушкина на «картинки» к «Евгению Онегину» в «Невском альманахе» известна еще одна к гравюре с изображением Татьяны.

Действительно, в иллюстрациях Нотбека много несообразностей, над которыми смеялись современники. Но попробуем взглянуть на «картинки» непредвзято. Ведь иллюстрации исполнялись в 1828 г., когда были напечатаны только шесть глав романа, а каждая «картинка» предназначалась для одной главы. На что обратил внимание художник и что показал? Петербург (I) и сельский вид (VI), деревенских помещиков за чайным столом (II) и столичных франтов в деревне за бутылкой «благословенного вина» (IV), комнату Татьяны с видом на реку через открытое окно летом (III) и святочное гадание во дворе зимой (V). В шести «картинках» каждый из главных действующих лиц показан дважды. Наиболее неординарной героиней представлялась художнику Татьяна — только она изображена оба раза одна, причем в непривычных и неподобающих рангу «героини молодой» ситуациях.

Только неумением Нотбека «унизиться до смиренный прозы», то есть просто, «без искусства» изобразить жизнь, как это впервые сделал А.С. Пушкин в романе, можем мы сейчас объяснить невыразительность лиц, театральную искусственность поз и костюмов персонажей первых иллюстраций к роману.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: